Облагаются ли НДС коммунальные платежи? 2022 год

Здравствуй, дорогой гость! В этой статье пойдёт разговор про Облагаются ли НДС коммунальные платежи? 2022 год. Если у Вас назрел вопрос, смело задавайте его! Надеемся, что мы сможем решить Ваш вопрос

Как новый размер НДС отразится на плате за ЖКУ

С 2022 года общая ставка НДС увеличится с 18 до 20 процентов.

Изменения коснутся организаций, которые применяют общую систему налогообложения и не пользуются льготой в части реализации коммунальных услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества, которые приобретают у сторонних специализированных организаций

Организации, которые находятся на общей системе налогообложения и ведут раздельный учет НДС, имеют право применять льготу по налогу на добавленную стоимость на основании подпунктов 29–30 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса. В таком случае дополнительные затраты не возникают

Если УО или ТСЖ, ЖК, ЖСК применяют упрощенную систему налогообложения (УСН), то они не оплачивают НДС (п. 2 ст. 346.11 НК). В этом случае организациям не начисляют НДС на реализацию своих услуг по управлению МКД.

Да, повлияет. Из-за роста НДС тарифы на коммунальные услуги вырастут более чем на 4 процента. Чтобы синхронизировать налоговое и тарифное законодательство, индексацию тарифов разбили на два этапа:

  • с 1 января 2022 года тарифы увеличат на 1,7 процента;
  • с 1 июля 2022 года — на 2,4 процента.

В регионах предельные индексы в июле утверждают власти субъектов РФ.

Остальные ответы на вопросы читайте в статье журнала «Управление МКД»

Как оплатить коммунальные услуги ЖКХ без комиссии

Оплатить услуги без комиссии можно:

  • в учреждениях ЖКХ
  • в банках, но узнайте, взимают комиссию или нет в конкретном банке.
  • на почте
  • с помощью банкомоматов

»

Следующая

Коммунальные платежиКак разделить лицевой счет по платежам в коммунальной квартире

Помогла статья? Оцените её

В сегодняшней статье я затрону «больную» тему для огромного количества бухгалтеров УК и ТСЖ, а именно включаются ли в налогооблагаемую базу по УСНО денежные средства, полученные от собственников помещений (потребителей) в оплату коммунальных услуг. Тема сейчас ой, какая актуальная, так как Госдума подготовила очередные поправки в Налоговый кодекс, вступающие в силу 1 января 2022 года.

Начну с того, что вся «войнушка» происходила и происходит из-за того, что согласно п.38 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354 (далее по тексту – Правила) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам для ресурсоснабжающих организаций. Проще говоря, если УК купила у РСО кубический метр холодной воды за 30 рублей, то и продать этот кубический метр потребителю можно только за 30 рублей, а значит, не возникает никакой прибыли.

Если УК работает на общей системе налогообложения (далее по тексту – ОСНО), то у нее, в большинстве случаев, (обратную ситуацию в этой статье я рассматривать не буду) в отношении коммунальных услуг не возникает добавленной стоимости, а значит и НДС, а также прибыли и, как следствие, налога на прибыль.

В ситуации, когда УК работает на упрощенной системе налогообложения (далее по тексту – УСНО), то тут абсолютно все равно, есть у тебя прибыль или нет, так как законодатель для особо «хитропопых» придумал минимальный налог в 1% от суммы всех поступлений на расчетный счет и в кассу УК (п.6 ст.346.18 НК РФ).

К примеру, «обороты» УК на УСНО составили 100 миллионов рублей, значит, в бюджет придется оплатить 1 миллион рублей минимального налога, что конечно печалит не только бухгалтеров УК, но и учредителей, которые (как им не стыдно) уплачивать налоги в бюджет не особо то и хотят.

В данной статье я постараюсь разобрать подробно этот вопрос.

Итак, давайте «разобьем» хронологию изменений НК РФ на три этапа:

  1. этап первый – до 2022 года

  2. этап второй – с 01 января 2022 года до 01 января 2022 года

  3. этап третий – с 01 января 2022 года

Этап первый – до 2022 года.

Писать тут особо нечего, так как налоговые органы и суды всех инстанций однозначно включали все денежные средства, полученные от собственников помещений (потребителей) в оплату коммунальных услуг в состав доходов, учитываемых при определении налогооблагаемой базы по УСНО.

Попытки некоторых управляющих организаций доказать суду и налоговикам после 2022 года, что денежные средства за коммунальные услуги не включаются в налогооблагаемую базу по УСНО ни к чему не привели.

Суды не принимали доводы налогоплательщиков, основанные на неверном толковании норм НК РФ, а если быть точнее основанные на «лапше», которую вешали на уши бухгалтерам лекторы на семинарах и вебинарах, рассказывающие про то, что отсутствие прибыли по коммунальным услугам равно отсутствие дохода и, как следствие, налогооблагаемой базы по УСНО.

Примеров доначислений в справочно-правовых системах можно найти огромное количество, среди них можете почитать:

  1. Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 04.06.2018 № Ф01-1869/2018 по делу № А79-11145/2016 (Определением Верховного Суда РФ от 13.11.2018 N 301-КГ18-12610 отказано в передаче дела № А79-11145/2016 в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ для пересмотра в порядке кассационного производства данного постановления).

  2. Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 07.03.2018 № Ф04-461/2018 по делу № А70-7080/2017 (Определением Верховного Суда РФ от 28.06.2018 № 304-КГ18-8109 отказано в передаче дела № А70-7080/2017 в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ для пересмотра в порядке кассационного производства данного постановления).

Обратите внимание, что суды ссылки на «льготу» в пп.4 п.1 ст.346.15 НК РФ в расчет не брали, так как, по мнению судей, «льгота» начинала действовать лишь с 1 января 2022 года, а значит УК в налогооблагаемую базу по УСНО денежные средства, поступившие в оплату коммунальных услуг, обязаны были включать (да, на семинарах вам лекторы, называющие себя «лучшими лекторами России в ЖКХ», рассказывали другое, но сидеть-то за налоговые правонарушения не им…).

Этап второй – с 01 января 2022 года до 01 января 2022 года.

Группа лиц в количестве 400 с лишним человек, гордо называющих себя депутатами Госдумы РФ, по предварительному сговору в конце 2022 года приняла поправки в НК РФ, согласно которым (тут нужно процитировать новую норму целиком):

«Статья 346.15. Порядок определения доходов

1.1. При определении объекта налогообложения не учитываются:

4) доходы, полученные товариществами собственников жилья, товариществами собственников недвижимости, управляющими организациями, садоводческими, огородническими или дачными некоммерческими товариществами (некоммерческими партнерствами), жилищными, садоводческими, огородническими, дачными или иными специализированными потребительскими кооперативами от собственников (пользователей) недвижимости в оплату коммунальных услуг, оказанных сторонними организациями».

Прочитайте еще раз внимательно то, что написано выше… Прочитали?

И я прочитал в 2022 году и так и не понял, какие психотропные вещества употребляли избранники народа при написании такой «льготы» для упрощенцев.

Опять Кочетков ругает государство и таких уважаемых представителей народа почем зря, подумали многие. Придется перед читателями этой статьи объясниться…

Вернитесь чуть выше по тексту и прочитайте внимательно три последних слова в приведенной мной цитате. Цитирую: «оказанных сторонними организациями».

Мы задали вопрос о том, что же собственно подразумевалось в этой норме в Минфин и Госдуму.

Вот такие ответы мы получили:

— от Минфина;

— от Госдумы.

Вам стало понятнее после прочтения ответов? Мне лично нет, так как написаны ответы явно в стиле «отвали смерд, тут более глобальные дела по поднятию России с колен есть».

Многие эксперты и лекторы стали додумывать то, что не написано в НК РФ и предлагать уникальные советы, как не платить налоги с коммуналки на УСНО. Бухгалтера УК хоть и являются воистину свирепыми по жизни людьми, но когда им рассказывают, что платить налоги не обязательно и ссылаются при этом на некие письма Минфина, «размякают» и начинают верить в чудеса, а, как известно, чудес в отношениях с налоговиками не бывает.

Давайте предложим, что льгота всё же «рабочая» и попробуем ответить на 2 простых вопроса:

  1. В каких случаях коммунальные услуги при способе управления «управляющая организация» могут быть оказаны сторонними организациями?

  2. Если УК собирает деньги для неких сторонних организаций, то в качестве кого она тогда выступает?

Ответ на вопрос №1:

Тут все просто…

Исполнитель коммунальной услуги в МКД может быть один: УК или РСО. Всё это «предельно» зарегламентировано пунктом 2 Правил, в котором однозначно указано, что исполнитель – это «юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги».

Предоставление коммунальных услуг, в свою очередь, в соответствии с п.6 и п.9 Правил осуществляется:

  • управляющей организацией на основании договоров ресурсоснабжения, заключенных в письменной форме непосредственно с ресурсоснабжающей организацией (исполнителем в данном случае выступает именно УК);
  • ресурсоснабжающей организацией напрямую населению (исполнителем в данном случае выступает именно РСО).

Читая «льготу», к всеобщему ликованию бухгалтеров УК принятую депутатами, можно сделать вывод, что она применима лишь к ситуации, когда исполнителем коммунальной услуги выступает РСО, но (держитесь) денежные средства за потребленные коммунальные услуги поступают на счета УК, которая как раз и получает деньги за услуги «оказанные сторонними организациями».

Самое забавное, что в такой ситуации денежные средства за коммунальные услуги, поступающие на счета УК в случае, когда исполнителем выступает РСО никогда и не попадут в налогооблагаемую базу по УСНО, так как согласно п.1.1 ст.346.15 НК РФ поступления, которые предусмотрены ст.251 НК РФ, не увеличивают налоговую базу при УСНО. Так, в силу пп.9 п.1 ст.251 НК РФ посредник-«упрощенец» не учитывает в своих доходах имущество (включая денежные средства), которое поступило ему в связи с исполнением обязательств по посредническому договору.

Ответ на вопрос №2:

В ответе на вопрос №1 мы сделали вывод, что в «льготе» прописаны ситуации, когда УК выступает посредником между РСО и потребителями в части сбора денежных средств за потребленные коммунальные услуги (ну, по крайней мере, я другой трактовки в этой «недольготе» не вижу).

Ситуация, когда УК собирает наличные денежные средства в пользу третьих лиц, регулируется Федеральным законом от 03.06.2009 №103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами», так как в описанной выше ситуации УК выступает в роли платежного агента со всеми вытекающими последствиями, среди которых, например, можно выделить обязательную постановку на учет в Росфинмониторинге и т.д.

В результате сложилась ситуация, когда избранники народа, не включив мозг, приняли поправки в НК РФ, а вся страна не могла понять, что же имелось в виду и как быть-то…

Многие возразят, что всё нормально, мол, и есть куча писем Минфина по этому поводу, и чиновники неоднократно разъясняли, что на основании пп.4 п.1 ст.346.15 НК РФ поступления в оплату коммунальных услуг, если исполнителем выступает УК, в доходную часть не включаются. Запомните раз и навсегда, что письма Минфина не спасут при обжаловании миллионных доначислений от налоговиков в арбитраже, так как и налоговикам и судьям на эти письма попросту плевать!!!

А теперь внимание на экран)))

Как известно, упрощенка бывает с доходов (ставка налога 6% с поступлений) и доходов за минусом расходов (ставка налога 15% с разницы, но 1% с оборота минимум).

Я сразу отбрасываю ставку в 6 процентов, так как если ее применяет УК, то учредитель этой УК «самоубийца». Далее мы говорим только об УСНО со ставкой в 15%.

Не находите странным, что в «льготе», действовавшей с 01.01.2018 по 01.01.2022 года, есть исключение из доходной части (хоть и криво написанное), но в п.2 статьи 346.17 НК РФ нет исключений из расходной части

То есть государство всем налогоплательщикам «сказало», что денежные средства, которые оплачивают потребители коммунальных услуг в доходы при УСНО, не включаются, а деньги, оплаченные РСО, в расходы можно включать???

Не задумывались о такой афере века? А ведь она принята Госдумой и, по сути, ничему не противоречит)))…

А если серьезно, то думаю всем понятно, что вся эта суета с якобы имеющейся «льготой» была «выгодна» исключительно тем, кто мог на ней заработать, и нет никаких «рекомендаций» и готовых решений о том, как не платить УСНО с коммуналки в период 2018-2022 годов. Может быть потом появится пленум ВС РФ, который скажет, что я был не прав, но пока его нет и вам решать правильно ли вы воспользовались «льготой».

Этап третий – с 01 января 2022 года.

А теперь перейдем к самому интересному.

С 01.01.2022 года действует новая редакция пп.4 п.1 ст.346.15 НК РФ, и давайте ее сравним со старой редакцией:

Редакция 2018-2022 года

Редакция с 01.01.2022 года

доходы, полученные товариществами собственников жилья, товариществами собственников недвижимости, управляющими организациями, садоводческими, огородническими или дачными некоммерческими товариществами (некоммерческими партнерствами), жилищными, садоводческими, огородническими, дачными или иными специализированными потребительскими кооперативами от собственников (пользователей) недвижимости в оплату коммунальных услуг, оказанных сторонними организациями

доходы, полученные товариществами собственников недвижимости, в том числе товариществами собственников жилья, управляющими организациями, жилищными или иными специализированными потребительскими кооперативами в оплату оказанных собственникам (пользователям) недвижимости коммунальных услуг, в случае оказания таких услуг указанными организациями, заключившими договоры ресурсоснабжения (договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами) с ресурсоснабжающими организациями (региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами) в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации.

Думаю, разницу заметили все, и многие на нашем форуме уже отписали, мол, круто и прочее.

То есть с 2022 года упрощенцы могут не учитывать в доходной части все поступления от потребителей в счет оплаты коммунальных услуг и никаких условий вроде «услуг сторонних организаций» теперь нет.

Круто же?

Но наша Госдума не была бы Госдумой, если бы в очередной раз не (простите за грубость) не лоханулась (в работе депутатов это стало уже славной традицией). Не верите? Как говорит один из наших форумчан «следите за руками»…

Читаем еще раз новую редакцию пп.4 п.1 ст.346.15 НК РФ и что мы там не видим? Правильный ответ: «в НК РФ ни слова не говорится о коммунальных ресурсах на содержание общего имущества (КРСОИ, по-нашему)». То есть льготируются только поступления от коммунальных услуг, а все поступления в части КРСОИ в полном объеме включаются в книгу доходов и расходов и с них платится налог в 15% или минимальный налог в 1% с оборота.

Здорово, правда?

P/S Ну и чтобы не забыть… В п.2 ст.346.17 НК РФ включили норму о том, что если доходы от коммуналки при УСНО не учитываются в доходной части, то и при определении расходов затраты на эти коммунальные услуги учитывать нельзя, что в принципе логично.

Пишите в комментариях, если что-то осталось непонятным. Отвечу обязательно.

Компания «Бурмистр.ру» продолжает прием заявок на «Закрытую ветку-2022». Подать ее можно здесь.

ФНС рассмотрела вопрос о применении управляющей компанией льготы по НДС при оказании услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирных домов.

В частности, указано, что от НДС освобождается реализация управляющими организациями вышеуказанных работ (услуг) по стоимости их приобретения у организаций и ИП, непосредственно выполняющих (оказывающих) данные работы (услуги). Если стоимость реализации превышает стоимость приобретения, то НДС уплачивается. Налог взимается и в том случае, когда работы (услуги) выполняются (оказываются) собственными силами управляющих организаций.

Федеральная налоговая служба в пределах своей компетенции рассмотрела обращение и по вопросу о применении управляющей компанией льготы по НДС (далее — НДС) при оказании услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирных домов сообщает следующее.

Согласно подпункту 30 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) не подлежат обложению НДС (освобождаются от налогообложения) операции по реализации работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, выполняемых (оказываемых) управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищно-строительными, жилищными или иными специализированными потребительскими кооперативами, созданными в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье и отвечающими за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги (далее — управляющие организации), при условии приобретения работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме указанными налогоплательщиками у организаций и индивидуальных предпринимателей, непосредственно выполняющих (оказывающих) данные работы (услуги).

Таким образом, в случае приобретения управляющей организацией работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме у организаций и индивидуальных предпринимателей, от налогообложения НДС освобождается реализация управляющими организациями вышеуказанных работ (услуг) по стоимости, соответствующей стоимости их приобретения у организаций и индивидуальных предпринимателей, непосредственно выполняющих (оказывающих) данные работы (услуги). При этом указанной нормой Кодекса не предусмотрено освобождение от налогообложения НДС работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, выполняемых (оказываемых) собственными силами управляющих организаций, а также указанных работ (услуг), реализуемых управляющим организациям организациями и индивидуальными предпринимателями, непосредственно выполняющими (оказывающими) данные работы (услуги).

В то же время на основании пунктов 2 и 3 статьи 346.11 Кодекса организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками НДС, за исключением НДС, подлежащего уплате в соответствии с Кодексом при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, а также НДС, уплачиваемого в соответствии со статьями 161 и 174.1 Кодекса.

Кроме того, в соответствии с пунктом 1 статьи 145 Кодекса организации и индивидуальные предприниматели имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика НДС, связанных с исчислением и уплатой этого налога, если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций или индивидуальных предпринимателей без учета налога не превысила в совокупности два миллиона рублей.

В связи с этим при реализации управляющим организациям работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме организациями и индивидуальными предпринимателями, применяющими упрощенную систему налогообложения или освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщиков НДС согласно статье 145 Кодекса, НДС этими организациями и индивидуальными предпринимателями не исчисляется.

Соответственно, в случае приобретения управляющей организацией работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме у организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения или освобожденных от исполнения обязанностей налогоплательщиков НДС согласно статье 145 Кодекса, от налогообложения НДС освобождается реализация управляющими организациями вышеуказанных работ (услуг) по стоимости, соответствующей стоимости их приобретения у организаций и индивидуальных предпринимателей, непосредственно выполняющих (оказывающих) данные работы (услуги), в которую НДС не включается.

Учитывая изложенное, в случае, если управляющая организация реализует работы (услуги) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме по стоимости выше той, по которой данные работы (услуги) приобретаются, то не выполняется условие предоставления освобождения от уплаты НДС, предусмотренное подпунктом 30 пункта 3 статьи 149 Кодекса. Данная позиция подтверждается судебной практикой (определения Верховного Суда Российской Федерации от 09.01.2018 N 307-КГ17-19544, от 20.04.2018 N 309-КГ18-4019, от 14.02.2022 N 303-ЭС19-27925).

Настоящее письмо не является нормативным правовым актом, не влечет изменений правового регулирования налоговых отношений, не содержит норм, влекущих юридические последствия для неопределенного круга лиц, носит информационный характер и не препятствует налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от положений настоящего письма.

Действительный
государственный советник
Российской Федерации
2 класса
Д.С. Сатин

Лучшие спецпредложения

  • Скидка 10% на удаленный миграционный аудит
  • Скидка 50% на 1С-Отчетность
  • Агентское вознаграждение для бухгалтера — 25%
  • Скидка 40% на подключение к сервису Астрал.Меркурий
  • Обучающий курс в Контур.Школе — бесплатно

Смотреть все

Подписывайтесь на «Утреннего бухгалтера». Все для бухгалтера.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]