Коммунальные платежи за детей

Приветствуем Вас, дорогой посетитель! Сегодня мы обсудим Коммунальные платежи за детей. Если у Вас возникли вопросы, смело задавайте их ниже, это бесплатно! Надеемся, что сможем решить Вашу проблему

Часто задаваемые вопросы

Рассмотрим некоторые нюансы оплаты за детей, опираясь на законодательство, что действует в 2021 году.

С новорожденного

Нужно ли платить за новорожденного ребенка?

Коммунальные услуги оплачиваются за каждого прописанного человека в квартире. При этом нет никакого значения, младенец это или совершеннолетнее лицо.

Если ребенок проживает в другом месте

Разберем ситуацию на примере:

Родители имеют дочь 4 лет, но не проживают вместе. Прописан ребенок у отца, но живет с матерью по месту ее прописки. Она же является законным представителем несовершеннолетнего лица.

Необходимо ли оплачивать коммунальные услуги за ребенка в той квартире, где по факту он не проживает?

Наниматели должны оплачивать услуги ЖКХ. Но так как девочка является несовершеннолетней, то обязательства по уплате должна выполнять в данном случае мать.

Ребенок не живет по месту прописки, а значит, ее представитель имеет право платить только за те услуги, которые рассчитываются без учета количества лиц, прописанных в помещении.

Это отопление, содержание дома и т. д., кроме горячего и холодного водоснабжения, вывоза мусора.

Чтобы не платить за часть услуг, мать должна обратиться в УК с заявлением о предоставлении распечатки начислений, на основании которой можно сделать перерасчет в связи с тем, что лицо не проживает в помещении.

Мать должна собрать документы, показания соседей, которые подтвердят факт отсутствия дочери по месту прописки.

Можно также поднять вопрос об оплате услуг за дочь и отцом в равных частях с матерью, так как обязанности по содержанию ребенка должны выполнять оба родителя.

Оплата коммунальных услуг – обязательство, которое касается не только взрослых граждан, но и несовершеннолетних детей.

На практике часто встречаются проблемные ситуации, которые приходится решать в судебном порядке. Поэтому стоит запастись знаниями о правах и обязательствах, на которые вы будет опираться при решении вопроса о перечислении средств за ребенка.

Берут ли с детей коммунальные платежи?

Здесь стоит разобраться, когда вообще количество человек влияет на сумму платежа.

Оплата производится:

  • за теплоснабжение – с площади помещения;
  • за горячее и холодное водоснабжение – в соответствии с показаниями счетчиков;
  • за воду в случае отсутствия счетчиков – по количеству лиц, что прописаны в квартире.

Производить оплату за ребенка необходимо в обязательном порядке с того момента, как его прописали в помещении.

Если управляющая организация начисляет услуги на ребенка без прописки, то можно подать в уполномоченные структуры справку о том, что платежи осуществляются по другому адресу (с документальным подтверждением).

По месту жительства оплата может производиться в том случае, если принято решение собрания жильцов о перечислении средств за использование воды с человека, что находится в помещении.

Оплата услуг ЖКХ

Какие законы регулируют порядок начисления и уплаты коммунальных услуг?

На видео об оплате ЖКХ

На ту же тему

Законодательство

Жилищно-коммунальными считаются услуги, которые обеспечивают комфортное проживание жильцу помещения государственного или муниципального фонда.

Управляющая компания и собственники квартир должны руководствоваться такими документами, как:

  • Конституция России;
  • Жилищный кодекс;
  • КоАП;
  • Гражданский кодекс;
  • Федеральные законы;
  • Законы, что были приняты региональными властями.

Об оплате и обязательствах потребителей есть информация в 7 разделе ЖК России.

Обязательство вносить средства за потребленные ресурсы гражданами и предприятиями отражено в статье 153 ЖК РФ. Оплата должна производиться вовремя и в полной мере.

Стоит опираться также на такие нормативные документы:

  • статья 154 ЖК РФ– особенности осуществления платежей за содержание дома и коммунальные услуги;
  • статья 155 ЖК РФ – порядок внесения средств за предоставленные услуги (указаны сроки, место и время уплаты);
  • статья 157 ЖК РФ – сумма, которая должна перечисляться на основании нормативов или учетных приборов;
  • статья 159, статья 160 ЖК РФ – особенности получения субсидии и компенсации затрат на оплату услуг ЖКХ (отражено сведения о размере субсидии, категориях граждан, кому такая льгота доступна).

Как начисляется?

Расчеты за все коммунальные услуги осуществляются с учетом объемов, количества потребленного ресурса и тарифов:

  • если есть приборы учета, то сумма будет рассчитана с учетом их показателей;
  • в том случае, когда их нет, учитываются нормативы потребления.

Нормативы вправе устанавливать региональные структуры, но в пределах тех, что прописаны в законодательстве.

Под нормативом потребления понимают количественные показатели объемов использования коммунальных ресурсов, что установлены властями территориального округа.

Используются при расчете размера перечисления за коммунальные услуги в том случае, когда нет приборов учета.

Прибор учета – устройство для измерений, что используется с целью определения объема или количества потребленного ресурса.

Что входит?

Граждане оплачивают такие коммунальные услуги:

  1. Содержание жилых помещений: общих имущественных объектов, подвальных помещений, чердаков, подъездов, крыш, придомовых территорий, техобслуживание общих коммуникаций, лифта и учетных приборов, обслуживание технических комнат объекта, вывоз ТБО.
  2. За проведение ремонта: общих имущественных объектов, коммуникаций, технического помещения, устройств, объекта придомовой зоны.

Не входит в оплату предоставление услуг по обслуживанию квартиры. Такая работа оплачивается отдельно жильцом.

Кто оплачивает?

Согласно статье 153 ЖК, оплата за предоставленные коммунальные услуги производится следующими лицами:

  1. Нанимателями объекта для проживания по договорам соцнайма. Обязательство вносить средства за предоставление услуг возникает с того дня, когда составлен документ.
  2. Арендаторами жилой недвижимости из государственных и муниципальных фондов. Обязательство возникает с момента составления договора.
  3. Нанимателями объекта по договорам найма здания из муниципального и государственного со дня оформления договора.
  4. Членами жилищных кооперативов с того момента, как объект передан в пользование.
  5. Владельцами жилых помещений с момента регистрации прав собственности, учитывая порядок статьи 169 Жилищного кодекса.
  6. Лицами, получившими жилье от застройщиков после того, как выдано разрешение на использование квартиры (выдан передаточный акт или другой документ).

Если квартира еще не заселена, то затраты на ее содержание несет орган государственных властей и структуры регионального самоуправления или лица, которым даны такие полномочия.

На практике можно встретить следующий ход мысли родителя, не желающего оплачивать жилищно-коммунальные услуги за своего ребенка: я в квартире не проживаю, там живет супруга (или бывшая супруга) и двое наших совместных несовершеннолетних детей. Поэтому я не обязан платить за ЖКУ там, где не живу и не зарегистрирован, а кроме того, на содержание детей я плачу алименты».

Однако суды не согласны с таким пониманием закона и указывают примерно следующее.

В соответствии со ст. 61 СК РФ родители имеют равные права и несут равные обязанности в отношении несовершеннолетних детей, в том числе и по содержанию жилого помещения. Уплата алиментов на несовершеннолетних детей не освобождает от обязанности по оплате жилья и коммунальных услуг в полном объеме. С ответчика подлежит взысканию половина расходов истца на содержание имущества несовершеннолетних детей.

  • Рекомендуем также по теме: Исковое заявление о взыскании задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг солидарно с собственника и члена его семьи

Несовершеннолетний — собственник жилого помещения. Кто платит за ЖКУ?

В п. 28 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2017 N 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности» содержатся следующий разъяснения:

В случае, если собственником жилого помещения (доли) является несовершеннолетний, то обязанность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг несут его родители независимо от факта совместного с ним проживания (статьи 21, 26, 28 ГК РФ и статьи 56, 60, 64 Семейного кодекса Российской Федерации).

Вместе с тем несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет вправе самостоятельно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. При недостаточности у несовершеннолетнего средств обязанность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг субсидиарно возлагается на его родителей (статья 26 ГК РФ).

Судебная практика

Выполнение ответчиком обязанности по выплате алиментов на содержание детей не освобождает его от имущественной ответственности по гражданским обязательствам его несовершеннолетних детей, такая ответственность возлагается на обоих родителей в равных долях:

Как видно из материалов дела, К-ко Ю., К-ко С., а также их несовершеннолетние дети К.А. и К.Е. являются собственниками вышеуказанной квартиры в равных долях (по 1/4 доле у каждого), что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права. Все собственники состоят на регистрационном учете в указанной квартире. С марта 2021 г. бремя содержания квартиры несет в полном объеме истица, ее расходы по февраль 2021 г. составили 65192,07 рубля. Ответчик выплачивает алименты в размере 1/3 части своего заработка на содержание К.Е. и К.А.

Решением мирового судьи требования истицы удовлетворены частично, в ее пользу с ответчика взыскано 7975,69 рубля, что соответствует 1/4 доле ответчика в праве собственности на квартиру. В возмещении расходов, приходящихся на доли несовершеннолетних детей, истице отказано по мотиву того, что ответчик посредством выплаты алиментов в полной мере обеспечивает содержание несовершеннолетних детей и не может быть привлечен к дополнительным расходам по оплате жилищно-коммунальных услуг.

Отменяя решение мирового судьи и удовлетворяя требования истицы в полном объеме, суд апелляционной инстанции правомерно исходил из того, что ответчик, являющийся собственником жилья, должен нести бремя содержания не только своей 1/4 доли в праве собственности на квартиру, но и, будучи законным представителем несовершеннолетних детей, бремя расходов по содержанию их имущества — в равных долях с истицей.

Данный вывод суда основан на правильном толковании и применении норм гражданского, жилищного и семейного законодательства. Согласно ст. 249 ГК РФ каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению. В соответствии со ст. 153 ЖК РФ обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение.

Таким образом, обязанными по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги являются собственники жилого помещения, в том числе несовершеннолетние. Статья 28 ГК РФ возлагает на родителей имущественную ответственность по обязательствам малолетних детей, не достигших 14 лет.

Выполнение ответчиком обязанности по выплате алиментов на содержание детей не освобождает его от имущественной ответственности по гражданским обязательствам его несовершеннолетних детей, такая ответственность возлагается на обоих родителей в равных долях. Суд апелляционной инстанции правомерно взыскал с ответчика требуемые истицей суммы в счет возмещения ее расходов на содержание имущества ответчика и половины ее расходов на содержание имущества несовершеннолетних детей.

При таких обстоятельствах принятое по делу апелляционное решение является законным, надзорная жалоба К-ко С. подлежит оставлению без удовлетворения (извлечение из Постановления президиума Красноярского краевого суда от 3 февраля 2021 г. по делу N 44Г-4/2009)

Учитывая провозглашенный ч. 2 ст. 31 Семейного кодекса РФ принцип равенства супругов в решении вопросов, возникающих в жизни семьи, обязанность по оплате начисленных платежей за предоставленные коммунальные услуги в равной мере должна быть возложена на каждого из родителей до момента исполнения ребенку 18 лет:

ТСЖ обратилось к мировому судье с иском к Новоселову О.А. о взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг.

Ответчик является собственником жилого помещения – квартиры. Ответчик не оплачивает коммунальные услуги. Решением мирового судьи требования удовлетворены. Однако, как указал суд второй инстанции, мировым судьей не учтены следующие обстоятельства.

Как следует из пояснений ответчика и материалов дела, Новоселов О.А. является собственником жилого помещения – 1/3 доли в праве. Собственниками жилого помещения – квартиры являются также Н., В. (по 1/3 доли в праве).

Поскольку Новоселову О.А. принадлежит 1/3 доля в праве на жилое помещение, то взысканию подлежит задолженность соразмерная указанной доле в праве.

Учитывая провозглашенный ч. 2 ст. 31 Семейного кодекса РФ принцип равенства супругов в решении вопросов, возникающих в жизни семьи, обязанность по оплате начисленных платежей за предоставленные коммунальные услуги в равной мере должна быть возложена на каждого из родителей до момента исполнения 18 лет.

Согласно свидетельствам о рождении родителями Н. и В. являются Новоселов О.А. и Новоселова О.А. (Апелляционное решение Котласского городского суда Архангельской области от 13 февраля 2021 года по делу № 11-21)

Обязанность по погашению задолженности по оплате коммунальных услуг, начисленной на несовершеннолетнего, должна быть возложена в полном объеме на отца ребенка, членом семьи которого является данный несовершеннолетний. Мать же ребенка в квартире не проживает и в силу положений ст. 292 ГК РФ каких-либо обязательств, вытекающих из пользования этим жилым помещением, не несет:

В пользу управляющей компании взыскана задолженность по оплате содержания и ремонта жилого помещения, коммунальным услугам.

Суд указал, что начисленные на Гатаулина Н. И. суммы задолженности по оплате коммунальных услуг неправомерно взысканы в равных долях с Гатаулина И. И. и Гатаулиной Н. М. как законных представителей несовершеннолетнего.

Доказательств того, что Гатаулина Н. М. является матерью несовершеннолетнего, в материалах дела не имеется. Из апелляционных жалоб и объяснений сторон в заседании судебной коллегии следует, что родителями являются Гатаулин И. И. и Гатаулина М. А.

Таким образом, обязанность по погашению задолженности по оплате коммунальных услуг, начисленной на несовершеннолетнего, должна быть возложена в полном объеме на Гатаулина И. И., членом семьи которого является данный несовершеннолетний.

При этом непривлечение к участию в деле матери несовершеннолетнего – Гатаулиной М. А. – основанием к отмене решения не является. Последняя в квартире не проживает и в силу положений ст. 292 ГК РФ каких-либо обязательств, вытекающих из пользования этим жилым помещением, не несет (Апелляционное определение Ярославского областного суда от 26 марта 2021 года по делу № 33-1526/12).

Вернуться к оглавлению обзора: Судебная практика взыскания задолженности за жилищно-коммунальные услуги. Решения судов, комментарии

Платежи за ребенка

Для начала необходимо разобраться в том, когда именно количество человек в семье оказывает влияние на сумму ежемесячных коммунальных платежей.

Оплата производится в зависимости от вида услуги, в частности:
• За холодную и горячую воду – по показаниям счетчиков. Если счетчиков нет, тогда оплата начисляется по количеству прописанных в квартире людей.
• За тепло – исходя из общей площади помещения.
• За водоотведение – по числу прописанных лиц.

Важно помнить о том, что за ребенка оплату коммунальных услуг необходимо производить в обязательном порядке, но с того момента, когда его прописали в жилом помещении.

Если управляющая компания начисляет платежи за ребенка, который не прописан в квартире, это считается незаконным. Например, родители ребенка проживают раздельно, при этом прописан он в квартире отца, но в данное время (например, на каникулах) живет с матерью. В этом случае, если матери начинают начислять коммунальные платежи за ребенка, ей следует подать в управляющую компанию справку о том, что ребенок прописан по другому адресу и оплата за него производится там. Однако есть и исключения, но о них далее. Также следует учесть и возможную незаконность начисления платежей.

А теперь об исключениях и особых случаях

Как производятся и начисляются платежи за ребенка, если он проживает в другом месте. Рассмотрим определенный пример. Родители проживают раздельно, имея общую дочь в возрасте 3-х лет. Место прописки ребенка – квартира отца, но при этом его фактическое постоянное место жительства – квартира матери, и она же является законным представителем девочки. Кто и какие услуги в данном случае должен оплачивать за ребенка?

Так как законным представителем несовершеннолетнего является мать, то она и должна оплачивать коммунальные услуги за дочь. НО! Так как ребенок прописан в другом месте, то мать должна оплачивать лишь те услуги, плата за которые рассчитывается без учета прописанных в квартире лиц. То есть, это платежи за отопление, за содержание дома и придомовой территории, и прочие, однако, за холодное и горячее водоснабжение, а также за вывоз мусора мать в подобной ситуации платить не должна. Эти платежи ложатся на плечи отца ребенка, так как дочка прописана у него в квартире.

Но при этом отец, фактически, будет осуществлять лишь плату за мусор. Ведь если в квартире установлены счетчики потребления воды, то отцу за ребенка эти услуги платить не придется совсем, ведь дочь проживает с матерью.

Для правильного начисления платежей в подобных случаях родители должны предоставить в УК справки о том, где фактически проживает ребенок, и договориться между собой, кто и какие услуги будет оплачивать за дочь.

Законом предусмотрены равные обязанности обоих родителей в отношении воспитания и содержания ребенка, поэтому родители имеют право разделить плату за коммунальные платежи пополам.

Обсуждают (25): Обсуждение

показать всех обсуждающих

Показать ещё комментарии (45)

Читайте также

сегодня, 11:49

1 15

сегодня, 08:22

8 64

сегодня, 05:42

0 51

вчера, 21:32

3 92

вчера, 20:12

1 70

вчера, 15:26

0 154

вчера, 15:17

11 428

вчера, 14:09

0 42

вчера, 13:15

67 643

вчера, 12:56

38 203

Администратор печатает сообщение

Коммунальные платежи с новорожденного

Нередко встречается вопрос и о том, нужно ли оплачивать коммунальные услуги за новорожденного?

Согласно законодательству, коммунальные услуги оплачиваются за любого прописанного в квартире человека, при этом его возраст не имеет значения.

Кто-то может поспорить с этим, говоря, что новорожденный не может пользоваться никакими коммунальными услугами в силу своего возраста, но ведь это не так. Малыш пользуется теплом, водоснабжением (купание, стирка белья), водоотведением, газом и электроэнергией. Все эти ресурсы расходуются в процессе самого обычного ухода за малышом. Также оправдана и плата за вывоз мусора.

Поэтому оплачивать коммунальные услуги с новорожденного необходимо с момента его прописки в квартире.

Правоспособность гражданина по Гражданскому кодексу РФ (далее — ГК РФ) начинается с рождения и заканчивается смертью. То есть, право иметь в собственности жилье в многоквартирном дома (МКД) может также быть у несовершеннолетних сирот, которые находятся, например, в детском доме или под опекой третьих лиц. Кто же в этом случае должен оплачивать жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ) в таких помещениях? Ведь долги за ЖКУ — это прямые убытки управляющих организаций (УО) и ресурсоснабжающих организаций (РСО).

Ни Жилищный кодекс РФ (далее — ЖК РФ), ни иные НПА не предусматривают освобождения от оплаты ЖКУ детей-сирот, пока они находятся в детских домах либо под опекой третьих лиц. Пунктом 11 ст 155 ЖК РФ неиспользование жилого помещения не является основанием для неоплаты за его содержание и коммунальных услуг.

С 06 апреля 2021 года вступило в силу Распоряжение Правительства РФ от 06.04.2021 № 656-р «Об утверждении комплекса мер по предоставлению детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа жилых помещений на 2021 — 2021 годы» (далее — Распоряжение 656) принятого взамен Распоряжения Правительства РФ от 22.01.2015 № 72-р «Об утверждении комплекса мер по предоставлению жилья детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа на 2021 — 2021 годы».

В распоряжении указаны меры, которые должны принять органы законодательной и исполнительной власти, государственные органы субъектов РФ, межведоственное взаимодейтсвие этих органов, а также нормативно-правовые (НПА) акты, которые должны быть приняты во исполнение данного распоряжения, в том числе и в части оплаты ЖКУ по жилым помещениям, принадлежащим таким детям-сиротам.

В соответствии со ст. 123 Семейного кодекса РФ (далее — МК РФ) дети-сироты подлежат передаче в семью на воспитание (усыновление (удочерение), под опеку или попечительство, в приемную семью либо в случаях, предусмотренных законами субъектов РФ, в патронатную семью), а при отсутствии такой возможности временно, на период до их устройства на воспитание в семью, передаются в организации для детей-сирот.

Статьей 18 Федерального закона от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» (далее — Закон об опеке) законные представители детей-сирот под надзором органа опеки и попечительства обязаны принимать меры по обеспечению сохранности жилого помещения, закрепленного за ребенком-сиротой. То есть, опекун и попечитель обязаны заботиться о переданном им имуществе подопечных как о своем собственном, не допускать уменьшения стоимости имущества подопечного и способствовать извлечению из него доходов. Исполнение опекуном и попечителем указанных обязанностей осуществляется за счет имущества подопечного. Таким образом, опекун имеет право извлекать выгоду из имущества подопечного, чтобы потом на эти средства содержать это имущество, конечно, под надзором органов опеки.

Но наше государство является социальным государством, следовательно, для социально-незащищенных слоев населения,к которым относятся и дети-сироты, должны быть обязательно приняты меры социальной поддержки в аналогичных случаях. 

В силу ст. 37 ГК РФ доходы подопечного, в том числе суммы алиментов, пенсий, пособий и иных предоставляемых на его содержание социальных выплат, а также доходы, причитающиеся подопечному от управления его имуществом, за исключением доходов, которыми подопечный вправе распоряжаться самостоятельно, расходуются опекуном или попечителем исключительно в интересах подопечного и с предварительного разрешения органа опеки и попечительства.

Таким образом, законные представители обязаны оплачивать принадлежащее ребенку-сироте жилое помещение за счет доходов подопечного. А также в обязанности законных представителей входит выполнения всего комплекса необходимых мер, таких как взаимоотношения в УО, РСО и иными органами и организациями, вытекающими из прав на жилое помещение, и т.д. Законными представителями следует считать опекунов, попечителей, усыновителей, а также руководителя учреждения, где содержится сирота.

Исходя из вышеуказанного, Распоряжения 656 меры социальной поддержки оказываются в отношении детей сирот путем внесения изменений и дополнений в действующие законы как федеральные, так и субъектов РФ. В некоторых регионах приняты законы, освобождающие детей-сирот от несения обязанности по содержанию жилого помещений и оплате коммунальных услуг за счет бюджетов соответствующих уровней, что и прописывается в нормах о финансировании данных законов.

Например, законом г. Москвы от 30.11.2005 № 61 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Москве» установлено, что Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа, занимающие жилые помещения по договорам найма специализированного жилого помещения, на время получения по очной форме профессионального образования освобождаются от расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (п. 12 ст. 13 закона). Обязанности по контролю и надзору за состоянием жилых помещений возложено на органы опеки этим законом.

Постановлением Правительства Москвы от 24.01.2006 № 37-ПП (ред. от 15.12.2017) «Об утверждении Положения о порядке назначения и предоставления денежных выплат семьям с детьми в городе Москве», например, установлена ежемесячная компенсационная выплата на возмещение расходов по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги и за пользование телефоном в жилом помещении, в котором фактически проживает несовершеннолетний, находящийся под опекой (попечительством).

Постановление 16ААС от 12 декабря 2021 г. № 06АП-6427/2018: «...Статьей 148 СК РФ определено, что дети, находящиеся под опекой или попечительством, имеют право на содержание, денежные средства на которое выплачиваются ежемесячно в порядке и в размере, которые установлены законами субъектов Российской Федерации, за исключением случаев, если опекуны или попечители назначаются по заявлениям родителей в порядке, определенном частью 1 статьи 13 Федерального закона «Об опеке и попечительстве». Указанные денежные средства расходуются опекунами или попечителями в порядке, установленном статьей 37 ГК РФ.

Согласно статье 37 ГК РФ опекун или попечитель распоряжается доходами подопечного, в том числе доходами, причитающимися подопечному от управления его имуществом, за исключением доходов, которыми подопечный вправе распоряжаться самостоятельно, исключительно в интересах подопечного и с предварительного разрешения органа опеки и попечительства.

Поскольку право собственности на имущество зарегистрировано за администрацией, и в спорный период квартира и соответствующие документы были переданы в отдел по охране детства управления образования администрации города Благовещенска, то с учетом статьи 210 ГК РФ администрация, как собственник имущество несет бремя его содержания. Доказательства получения опекуном денежных средств на оплату коммунальных услуг по незаселенным жилым помещениям, переданным несовершеннолетним по найму, не представлены.

Судом отклонен довод ответчика о том, взыскание с долга за вывоз твердых бытовых отходов (очистка) необоснованно по причине незаселенности квартиры в спорный период. Не использование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги (пункт 11 статьи 155 ЖК РФ).

Вышеизложенное правильно установлено судом первой инстанции, обратного другими лицами, участвующими в деле, не доказано.

ООО «Благ-РКЦ» осуществляет выставление и прием платежей за жилищно-коммунальные услуги в пользу ООО «Благовещенская Управляющая компания» на основании агентского договора от 01.05.2014, по условиям которого юридические и фактические действия по взысканию дебиторской задолженности, в том числе в судебном порядке, осуществляет истец.

Из материалов дела усматривается, что в период с 11.12.2014 по 17.05.2017 по спорному помещению оказаны жилищно-коммунальные услуги, в том числе по вывозу твердых бытовых отходов (очистка), по содержанию жилья (содержание и ремонт), по коммунальной услуге теплоснабжение (отопление), по коммунальной услуге ГВС и ХВС для нужд ОДН.

Доказательств оплаты оказанных услуг ответчиком как собственником спорного помещения суду в порядке статьи 65 АПК РФ не представлено.

Учитывая, что заключение договора найма не повлекло за собой фактическое вселение и проживание Крицкой Н.Ю. в жилом помещении, которое в спорном периоде находилось в фактическом владении муниципального образования в лице структурного подразделения органа местного самоуправления, суд первой инстанции принял правильное решение о взыскании с муниципального образования в лице Администрации основного долга».

Постановление Президиума Хабаровского краевого суда от 03.07.2017 № 44г-59/2017: «…Из приведенным правовых норм следует, что содержание входящих в муниципальный жилищный фонд жилых помещений, право пользование, которыми сохранено за детьми, оставшимися без попечения родителей, в период их нахождения в образовательных учреждениях для детей-сирот возлагается на муниципальное образование как собственника муниципального жилищного фонда.

Несовершеннолетний, оставшийся без родительского попечения и помещенный в соответствующее образовательное учреждение для детей-сирот, не относится к кругу лиц, обязанных в силу закона (часть 4 статьи 69 Жилищного кодекса РФ) вносить плату за коммунальные услуги и содержание жилого помещения муниципального жилищного фонда, право пользование которым сохранено за таким несовершеннолетним лицом.

Не установлена законом данная обязанность и в отношении образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в период пребывания в таком учреждении несовершеннолетнего, за которым сохраняется право пользования жилым помещением муниципального жилищного фонда.

Как видно из приобщенного к материалам гражданского дела Устава, школа-интернат № 19 является юридическим лицом, некоммерческой организацией — краевым государственным казенным общеобразовательным учреждением, реализующим адаптированные основные общеобразовательные программы. Учредителем школы-интерната является Хабаровский край. Учреждение создано в соответствии с Гражданским кодексом РФ, Семейным Кодексом РФ.

…Как следует из материалов дела, жилое помещение, расположенное по <адрес>, закрепленное согласно распоряжению главы сельского поселения «Поселок Горин» от 21.07.2006 г. № 190-р за несовершеннолетним Б., оставшимся без попечения родителей, в период пребывания несовершеннолетнего в школе-интернате № 19 находилось в муниципальной собственности, сохраняло принадлежность к муниципальному жилищному фонду и на момент разрешения настоящего дела судами. Данное жилое помещение в ведение школы-интерната № 19 не передавалось. Администрация муниципального образования, осуществляя полномочия собственника, распоряжалась имуществом, заключив 15.08.2013 г. договор о предоставлении данного жилого для временного (до 31.12.2014) проживания гр. Д. с возложением на поднанимателя обязанности по оплате жилья и коммунальных услуг.

При таком положении следует признать ошибочным вывод об обязанности образовательного учреждения за счет собственных средств нести расходы, связанные с содержание жилого помещения муниципального жилищного фонда, закрепленного за несовершеннолетним учащимся, а также уплатить пени за несвоевременное внесение указанной платы.

…Кроме того, суд апелляционной инстанции, изменяя постановленное по делу решение мирового судьи, принял решение об отказе МООО «ТЭП» в удовлетворении исковых требований к администрации сельского поселения «поселок Горин» Солнечного муниципального района Хабаровского края, то есть в нарушение положений части 3 статьи 196 ГПК РФ разрешил по существу требование, которое истцом предъявлено не было и судом не рассматривалось».

Казалось бы, из анализа норм вышеприведенных законом все ясно. Вкупе с федеральными нормами следует еще изучать и законы субъекта РФ, а также муниципальные правовые акты для взыскания таких долгов за ЖКУ. Однако на деле придется учитывать много нюансов, а также сделать предварительно запросы для определения надлежащего ответчика и остальных обстоятельств, важных для дела. Но не ошибается тот, кто ничего не делает.

Таким образом, для взыскания задолженности по такой квартире через суд при неисполнении обязательств законными представителями, юристу УО придется побыть немного детективом, но инициировать судебное разбирательство и взыскать долг реально, хотя не так быстро и легко, как с обычными должниками — совершеннолетними собственниками и нанимателями.

Компания «Бурмистр.ру» продолжает прием заявок на вебинар, который пройдет 21 мая 2021 года. Тема лекции: «Договор управления в 2021 году – дань «традиции» или способ решения массы проблем?». Заявку можно подать здесь

Обсудить статью и задать вопросы можно на нашем форуме или же воспользуйтесь формой ниже.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: