Доброго времени суток, дорогой гость! В данной статье поднимается тема Условия изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд. Если у Вас появился вопрос, сразу задавайте его консультанту! Надеемся, что информация окажется Вам полезна
Комментарий к Статье 56.3 Земельного кодекса РФ
Комментируемая статья является новеллой законодательства и закрепляет условия, при которых допускается изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
Пунктами 1 и 2 комментируемой статьи предусмотрены документы, только при наличии которых возможно изъятие. Законодательное закрепление указанных норм обусловлено исключительным характером изъятия земельных участков и направлено на недопущение принятия произвольных решений об изъятии, ограничения прав и законных интересов правообладателей земельных участков, гарантированное использование изъятых земельных участков для решения определенных государственных задач или решения местных вопросов.
Так, согласно п. 1 комментируемой статьи в целях строительства, реконструкции объектов федерального, регионального или местного значения изъятие земельных участков допускается, если указанные объекты предусмотрены утвержденными документами территориального планирования и проектами планировки территории.
Данная норма корреспондирует с ч. 4 ст. 9 Градостроительного кодекса РФ, в соответствии с которой не допускается принятие органами государственной власти, органами местного самоуправления решений (за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами) об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях размещения объектов федерального значения в областях, указанных в ч. 1 ст. 10 ГрК РФ, объектов регионального или местного значения и о предоставлении земельных участков, предназначенных для размещения указанных объектов, если размещение указанных объектов не предусмотрено соответственно документами территориального планирования Российской Федерации в областях, указанных в ч. 1 ст. 10 настоящего Кодекса, субъекта Российской Федерации, муниципальных образований <1>.
———————————
<1> До 1 июля 2022 г. в городе федерального значения Москве, на территории Московской области и в других случаях в границах муниципальных образований, в которых по состоянию на 1 июля 2022 г. не утверждены документы территориального планирования, допускается принятие органами государственной власти, органами местного самоуправления решений об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд при отсутствии соответствующих документов территориального планирования (ст. ст. 17.1, 17.2 Федерального закона от 29 декабря 2022 г. N 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» (СЗ РФ. 2005. N 1. Ст. 17; 2012. N 27. Ст. 3587; РГ. 2014. N 299; СЗ РФ. 2016. N 27 (ч. II). Ст. 4306). Кроме того, согласно п. 2 ст. 26 Закона N 499-ФЗ подготовка проекта планировки территории, предусматривающего размещение объекта государственного или муниципального значения, для размещения которого изымается земельный участок для государственных или муниципальных нужд, не требуется в случае, если до 1 апреля 2022 г. принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта в целях изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд. В соответствии с п. 4 указанной статьи также допускается принятие решения об изъятии земельного участка, необходимого для обеспечения эксплуатации указанных в ст. 49 ЗК РФ линейных объектов, в случае, если линейный объект расположен на земельном участке, на который у собственника такого линейного объекта или лица, которому такой линейный объект принадлежит на иных правах, отсутствуют права, и если у этих лиц право собственности или иные права на такой линейный объект возникли до 1 апреля 2022 г., вне зависимости от наличия утвержденных документов территориального планирования и утвержденного проекта планировки территории, предусматривающих размещение данных линейных объектов.
Следует особо обратить внимание, что п. 1 комментируемой статьи предусматривает наличие в совокупности документов территориального планирования и документации по планировке территории. Такой подход представляется обоснованным, поскольку согласно ГрК РФ в документах территориального планирования определяется только примерное местонахождение объекта федерального, регионального или местного нахождения, а в проекте планировки оно уточняется путем установления зоны планируемого размещения такого объекта. Вместе с тем определенные требования могут возникнуть в отношении объектов связи федерального значения, поскольку ч. 1 ст. 10 ГрК РФ не предусматривает разработку схемы территориального планирования Российской Федерации в области связи.
Содержание, порядок подготовки и утверждения документов территориального планирования и документации по планировке территории регулируются главами 3 и 5 Градостроительного кодекса РФ <1>.
———————————
<1> Следует отметить, что с 1 января 2022 г. существенно изменилось правовое регулирование вопроса в части полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления по принятию решений о подготовке документации по планировке территории, обеспечению подготовки такой документации и ее утверждению. Так, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти и органы местного самоуправления муниципальных районов наделены указанными полномочиями в отношении документации по планировке территории, предусматривающей размещение объектов соответственно федерального, регионального значения или местного значения муниципального района. Ранее полномочия указанных органов ограничивались фактически принятием решений только в отношении документации по планировке территории в целях размещения линейных объектов соответствующего значения, предусмотренных документами территориального планирования. Кроме того, установлено, что решения о подготовке документации по планировке территории принимаются самостоятельно, в частности, правообладателями существующих линейных объектов, подлежащих реконструкции, в случае подготовки документации по планировке территории в целях их реконструкции, а также субъектами естественных монополий, организациями коммунального комплекса в случае подготовки документации по планировке территории для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения. В этом случае подготовка документации по планировке территории обеспечивается указанными лицами. Данные изменения внесены в ГрК РФ Федеральным законом от 3 июля 2022 г. N 373-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования регулирования подготовки, согласования и утверждения документации по планировке территории и обеспечения комплексного и устойчивого развития территорий и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации».
При этом следует отметить, что генеральные планы поселений и городских округов, а также документация по планировке территории, утверждение которой осуществляется решениями органов местного самоуправления поселения, городского округа, в целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства подлежат обязательному рассмотрению на публичных слушаниях, за исключением отдельных случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом РФ. Кроме того, заинтересованные лица вправе представить свои предложения по проектам указанных документов, а также вправе оспорить такие документы в судебном порядке.
Предусмотренный законодателем подход направлен на создание условий для обеспечения учета мнения населения и выбора оптимального варианта размещения объектов, в соответствии с которым будет осуществляться изъятие земельных участков.
В документации по планировке территории указываются границы зон планируемого размещения объектов федерального, регионального или местного значения. Поэтому информация о наложении границ таких зон на границы земельных участков, предоставленных гражданам и юридическим лицам, может привести к снижению рыночной стоимости таких земельных участков. В связи с этим законодатель ограничил срок, в течение которого может быть принято решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд — три года со дня утверждения проекта планировки территории (по данной причине был также сокращен срок резервирования таких земельных участков). В случае непринятия решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в указанный срок проект планировки территории, предусматривающий размещение указанных объектов на земельных участках, принадлежащих либо предоставленных физическим или юридическим лицам, органам государственной власти или органам местного самоуправления, не действует в части определения границ зон планируемого размещения таких объектов (ч. 12.6 ст. 45 ГрК РФ).
Пункт 2 комментируемой статьи определяет документы, наличие которых является условием изъятия земельных участков для нужд, которые увязаны с достижением иных целей, а не размещением объектов государственного или муниципального значения: создание (расширение) особо охраняемых природных территорий, выполнение международных обязательств, выполнение работ, связанных с пользованием недрами, обеспечение безопасности граждан, проживающих в аварийном доме.
При этом порядок заключения, выполнения и прекращения международных договоров Российской Федерации урегулирован Федеральным законом от 15 июля 2022 г. N 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» (СЗ РФ. 1995. N 29. Ст. 2757). Порядок принятия решений о создании особо охраняемых природных территорий установлен Федеральным законом от 14 марта 2022 г. N 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (СЗ РФ. 1995. N 12. Ст. 1024). Предоставление лицензий на пользование недрами урегулировано ст. 11 Закона Российской Федерации от 21 февраля 2022 г. N 2395-1 «О недрах» (СЗ РФ. 1995. N 10. Ст. 823). Порядок признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции регулируется Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2022 г. N 47 (СЗ РФ. 2006. N 6. Ст. 702).
Следует отметить, что в случае изъятия земельного участка в связи с признанием расположенного на таком земельном участке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции ч. ч. 10 и 11 ст. 32 ЖК РФ предусмотрено еще одно условие изъятия земельного участка — неосуществление в установленный срок собственниками помещений в таком многоквартирном доме сноса или реконструкции указанного дома либо неподача заявления на получение разрешения на строительство, снос или реконструкцию такого дома, расположенного на застроенной территории, в отношении которой заключен договор о развитии.
Новеллой законодательства является положение п. 4 комментируемой статьи, согласно которой допускается принятие решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд не только по инициативе самих органов власти, но также и на основании ходатайств организаций, соответствующих установленным ст. 56.4 ЗК РФ признакам. Более того, п. 7 комментируемой статьи установлено правило, согласно которому изъятие земельных участков для размещения объектов федерального, регионального или местного значения, строительство, реконструкция которых планируется полностью или частично за счет указанных организаций, допускается только по их ходатайству. Такой подход связан с необходимостью исключения расходования бюджетных средств и недопущением скрытого субсидирования государством организаций, в пользу которых осуществляется изъятие.
Пунктом 5 комментируемой статьи решен такой важный вопрос, как возможность изъятия земельных участков, находящихся в собственности одного публичного образования, для нужд другого (путем прекращения права постоянного (бессрочного) пользования, права пожизненного наследуемого владения, договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или права безвозмездного пользования таким земельным участком) <1>.
———————————
<1> До введения указанной нормы судебная практика формировалась иным образом. Так, в соответствии с Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1 декабря 2022 г. N 9987/11 из совокупного толкования положений ст. 279 Гражданского кодекса РФ, ст. ст. 49, 55 и 63 ЗК РФ усматривается, что установленные ими правила об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд не подлежат применению в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности. Изъятие земельного участка, находящегося в федеральной собственности, используемого для общественно значимых нужд, другим публичным собственником повлекло бы прекращение его использования для соответствующих публичных нужд, что невозможно осуществить в порядке, урегулированном гражданским законодательством. Указанные отношения имеют не гражданско-правовой, а публично-правовой характер. В связи с этим порядок изъятия земельных участков у Российской Федерации для нужд муниципальных образований гражданским законодательством не предусмотрен.
При этом конфликта интересов между разными уровнями публичной власти в данном случае не должно возникнуть, поскольку по общему правилу изъятию земельных участков должна предшествовать подготовка документов территориального планирования, проекты которых подлежат согласованию органами государственной власти и органами местного самоуправления в случаях и порядке, установленных Градостроительным кодексом РФ.
Также в целях обеспечения единообразного понимания и применения норм на практике п. 6 комментируемой статьи закрепил возможность изъятия земельных участков, расположенных на территории одного субъекта Российской Федерации, для государственных нужд другого субъекта Российской Федерации. В данном случае учет интересов таких субъектов РФ обеспечивается за счет согласования вопроса размещения соответствующих объектов на стадии подготовки документов территориального планирования, в том числе путем совместной подготовки документов территориального планирования в соответствии со ст. 27 ГК РФ. Статьей 45 ГрК РФ (в ред. от 3 июля 2022 г.) также предусмотрена необходимость согласования документации по планировке территории в случае размещения объекта регионального, местного значения, финансирование строительства, реконструкции которого осуществляется полностью за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, муниципального образования и размещение которого планируется на территориях двух и более субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, имеющих общую границу, по согласованию соответственно с такими субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями.
Пункт 8 комментируемой статьи, устанавливающий запрет изъятия для государственных или муниципальных нужд земельных участков, предоставленных федеральным государственным бюджетным учреждениям, осуществляющим управление особо охраняемыми природными территориями федерального значения, во многом дублирует п. 3 ст. 11 Федерального закона от 14 марта 2022 г. N 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (СЗ РФ. 1995. N 12. Ст. 1024), который устанавливает аналогичный запрет в отношении государственных природных заповедников. Вместе с тем согласно п. 5 ст. 2 указанного Федерального закона помимо государственных природных заповедников к особо охраняемым природным территориям федерального значения относятся национальные парки и могут быть отнесены государственные природные заказники, памятники природы, дендрологические парки и ботанические сады.
Изъятие земли для государственных и муниципальных нужд
gtag(‘config’, ‘UA-136093856-1’);
Основания для изъятия земли для государственных и муниципальных нужд
Территория, являющаяся объектом личного землепользования, иногда подлежит отчуждению для федеральных или местных нужд. Это происходит через ряд комплексных мер по поиску нужной земли, ее оценке и уплате компенсации бывшему владельцу. Законные основания для этого определены в ст. 49, 56 ЗК РФ и ст. 279 ГК РФ. На основании нормативов изъятие земель для государственных и муниципальных нужд осуществляется при следующих обстоятельствах:
- Строительство сооружений стратегического использования.
- Постройка энерго- и коммуникационных узлов.
- Конструирование объектов атомной промышленности.
- Воздвижение инженерных сооружений и узлов связи.
- Реконструкция военных объектов.
- Строительство транспортных узлов. Например, железнодорожных вокзалов, станций и аэропортов.
- Воздвижение космодромов.
- Модернизация и оснащение линейных структур естественных монополий.
- Строительство коммуникационных систем электро-, газо- и термоснабжения.
- Прокладка автомагистралей для государственных нужд.
Существуют и другие основания для изъятия недвижимости. Они регламентированы отдельными нормативными актами и договорами между сторонами.
Изъятие земельных участков для государственных нужд происходит на компенсационной основе путем установки их выкупной стоимости, которая будет передана новым фактическим собственникам. Процедура отчуждения частных земель предусматривает обязательное уведомление собственников.
Внимание. Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефону: 8 800 350-83-46 по все России. Звонки принимаются круглосуточно.
Законодательством также установлено понятие реквизиции, как лишение преимущественного владения участком в пользу государства или общества, которое устанавливается на ограниченный период или на постоянной основе. Такое действие допускается при чрезвычайных и экстренных ситуациях, катастрофах и иных обстоятельствах, при которых отчуждение территории требуется для исполнения срочных государственных задач.
Помимо государственных органов и их дочерних учреждений по субъектам Федерации, правом на обращение с ходатайствами об изъятии земель наделены и некоторые организации. Перечень таких организаций установлен Постановлением Правительства РФ № 442 от 06.05.2015 г.
Постановление об изъятии земельного участка
Постановление об отчуждении земельного участка в пользу государства составляется после утверждения акта о выборе конкретной территории под необходимые нужды. В течение двух месяцев после принятия этого документа компетентная комиссия согласовывает и направляет постановление фактическому владельцу участка. В период 5 суток после утверждения решения, информация о смене собственника направляется в Росреестр по месту расположения рассматриваемого надела.
Постановление об изъятии земельного участка выглядит как официальное распоряжение, утвержденное печатью государственного органа и подписью его руководителя. Оно должно содержать следующую информацию:
- Данные о рассматриваемом объекте. Его месторасположение, размер и кадастровый номер.
- Основания для изъятия.
- Период, на который изымается участок. Изъятие также может производиться на постоянной основе.
- Информация о собственнике, у которого изымается недвижимость.
- Поручительские обязательства конкретного государственного органа о необходимости извещения собственника земли об ее отчуждении, а также об обязательной регистрации перехода вещного права на имущество.
- Информация о компенсациях бывшему собственнику недвижимости.
Согласно гражданскому и земельному законодательству определено трехкратное информирование собственника недвижимости, подлежащей изъятию:
- До согласования об изъятии. Возможно информирование через СМИ.
- После принятия соответствующего решения. До последней редакции ЗК РФ срок оповещения собственника составлял не менее одного года до момента отчуждения. В настоящий момент это положение было отменено и точные сроки предварительного оповещения не установлены.
- После государственной регистрации перехода вещного права на имущество.
На сегодняшний день трехкратное оповещение собственника земли носит необязательный характер.
Порядок изъятия земельного участка для государственных и муниципальных нужд
Порядок изъятия земельного участка для муниципальных нужд:
- Рассмотрение вопроса о необходимости отчуждения частной собственности в государственное ведение.
- Составление соответствующего постановления компетентной комиссией, назначаемой органами федерального или местного значения.
- Уведомление собственника об изъятии конкретного участка полностью или его части.
- Составление соглашения с включением пункта о компенсации.
- Отчуждение собственности и регистрация перехода вещного права в Росреестре.
В случае неудовлетворения размером компенсации, собственник может обжаловать его размер в судебном порядке путем подачи соответствующего искового заявления. Делопроизводство осуществляется представителем государственного учреждения, в чье ведение будет предоставлен земельный надел. В течение пяти дней после принятия постановления информация о смене собственника направляется в Росреестр для оформления вещного права.
Последствия изъятия земли для государственных и муниципальных нужд
После того как земельный участок будет изъят, на индивидуальный лицевой счет бывшего собственника поступит денежная компенсация, определенная соглашением между сторонами правоотношения. Отчужденный надел переходит в собственность заинтересованного государственного или муниципального органа, который регистрирует переход вещного права в Росреестре.
Земельный участок можно будет вернуть бывшему владельцу в случае, если это оговорено самим текстом соглашения. Если отчуждение произошло на постоянной основе, его возврат возможен только после прекращения соответствующего требования, на основании которого была изъята определенная территория.
В судебной практике известны случаи, когда отчужденная собственность была возвращена ее законному владельцу по причине несоблюдения законных прав. Это возможно после подачи соответствующего искового заявления. Например, о признании недействительным факта передачи земельного участка в государственную или муниципальную собственность.
Пример по изъятию земли для государственных и муниципальных нужд
Гражданин Сивенков П.И. – обладатель надела земли, который он получил по наследству. Орган местного самоуправления решил изъять эту территорию под строительство автовокзала. Гражданину было направлено соответствующее постановление с просьбой подойти в отделение муниципалитета для оформления соглашения об изъятии.
Сивенков отказался заключать договор и составил исковое заявление в судебные органы. На основании разбирательств было установлено, что помимо земельного участка истца, в городе имеется множество других земель, как правило, пустующих. Законом же в качестве одного из условий правомерности изъятия земельного участка предусмотрен факт отсутствия других возможных вариантов строительства. Доказательств отсутствия таковых вариантов муниципалитет в суде не представил, соответственно, исковое заявление было удовлетворено.
Заключение
Отчуждение частной собственности в пользу государства происходит для строительства важных объектов инфраструктуры, а также для их реконструкции и ремонта. Данная процедура включает следующие этапы:
- Поиск федеральным или муниципальным органом подходящей земли.
- Принятие решения и составление соответствующего постановления.
- Уведомление собственника и оформление обоюдного соглашения.
- Выплата компенсации за землю.
- Регистрация перехода вещного права в Росреестре.
Наиболее популярный вопрос и ответ на него по изъятию земли для государственных и муниципальных нужд
Вопрос: Здравствуйте. Меня зовут Николай. Я являюсь владельцем участка земли, который подлежит изъятию в пользу муниципалитета для строительства дороги. Как определяется размер денежной компенсации, положенной мне по закону?
Ответ: Добрый день, Николай. Согласно ст. 279 п. 6 размер возмещения и срок исполнения определяется в соглашении, которое будет заключено с вами представителем государственного учреждения. Если сумма компенсации вас не удовлетворит, вы вправе отказаться от подписания документа. В этом случае процедура изъятия земли будет осуществляться в судебном порядке.
Список законов
- Статья 49 ЗК РФ
- Статья 56 ЗК РФ
- Статья 279 ГК РФ
- ПП РФ № 442 от 06.05.15 г.
Внимание. Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефону: 8 800 350-83-46 по все России. Звонки принимаются круглосуточно.