Приватизация земель сельскохозяйственного назначения

Приветствуем Вас, уважаемые посетители. Сегодня мы обсудим Приватизация земель сельскохозяйственного назначения. Если у Вас появился вопрос, сразу задавайте его консультанту. Приятного чтения

Как происходит приватизация земель сельскохозяйственного назначения

Приватизация земель сельскохозяйственного назначения – сложный процесс, который требует наличия ряда специфических знаний. Манипуляция осуществляется в соответствии с действующим законодательством РФ, в частности с ФЗ-101. Приватизировать землю можно только после наступления того момента, который зафиксирован в нормативно-правовых актах.

Следует помнить, что не все территории сельскохозяйственного назначения можно приватизировать. Манипуляцию нельзя выполнить в отношении земель, которые принадлежат государству или находятся в муниципальной собственности, а также заняты оленьими или отгонными пастбищами, если вопрос касается территорий Крайнего Севера.

В роли субъектов приватизации выступают лица, имеющие статус физических или юридических и выполняющих приватизацию на правах совместной, единоличной или долевой собственности. Во время мероприятия нередко могут возникнуть затруднения. В большинстве случаев они связаны с наличием ограничений на приватизацию некоторых участков или из-за классификации отрезка территории.

Мешать осуществлению процесса могут и сами лица, которые владеют земельным наделом. Необходимо учитывать и особенности участков. Чтобы разобраться в том, как правильно выполнить приватизацию и минимизировать возникновение непредвиденных ситуаций, необходимо внимательно изучить актуальную информацию по теме.

Важные уточнения

Главные документы

Следует помнить, что оформление земли в собственность – обязательная процедура.

Человек не будет считаться владельцем участка до того момента, пока не пройдет регистрацию в Федеральной регистрационной службе. Человек не сможет распоряжаться земельным участком, пока у него на руках не будут все необходимые документы.

Чтобы государственный орган согласился зарегистрировать участок, его владельцу потребуется представить ряд бумаг.

В список входят:

  • Паспорт владельца земельного участка. Если по каким-либо причинам его представить невозможно, подойдет любой другой документ, удостоверяющий личность.
  • Документы, позволяющие понять, кто предоставил данный участок и для каких целей. Получить подобные бумаги можно, обратившись в садовое товарищество, административные архивы или иные организации, предоставившие отрезок территории для использования.
  • Кадастровый план земельного участка. Документ должен быть официально заверен. Получить бумагу можно, обратившись в кадастровый центр. В случае, если участок не был зарегистрирован ранее, его необходимо поставить на учет, обратившись в органы Роснедвижимости.
  • Документы о правах наследования, если владелец земли скончался. Бумаги должны быть нотариально заверены. В некоторых случаях документацию способно заменить решение суда.
  • Квитанция, подтверждающая оплату услуги регистрации.

Подготовленный пакет документации необходимо направить в Федеральную регистрационную службу. Помимо основного перечня бумаг, потребуется составить заявление. Все документы должны быть подготовлены в 2 экземплярах. Оригиналы, после завершения приватизации, возвращаются владельцу участка.

В качестве подтверждения прохождения приватизации хозяин отрезка земли получает Свидетельство о собственности.

Наличие бумаги позволяет человеку совершать с участком следующие манипуляции:

  • продавать,
  • обменивать,
  • сдавать в аренду,
  • дарить.

Если на части территории, которую владелец хочет приватизировать, имеются строения, перечень документации, необходимой для прохождения процедуры, расширится. К стандартному пакету бумаг потребуется приложить документы, удостоверяющие право гражданина на недвижимость.

Если у строения имеется несколько владельцев, заявление необходимо составить от имени каждого, при этом право собственности будет оформлено в долях

Требования по закону

Люди, получившие право на земельные доли, не всегда понимают, откуда возникла такая возможность и не сложится ли ситуация, при наступлении которой сельскохозяйственные организации потребуют участки обратно. Чтобы разобраться в данном вопросе, необходимо обратиться к действующему законодательству.

В 2021 году была начата земельная реформа.

Ее старт был закреплен в:

  • Указе Президента №323;
  • Постановлении Правительства №86;
  • Постановлении Правительства №708.

В соответствии с положениями нормативно-правовых актов, колхозы и совхозы были обязаны провести реорганизацию в 2021 году и привести свой статус в соответствие с Законом «О предприятиях и предпринимательской деятельности». Одновременно с реорганизацией, колхозы и совхозы должны были выполнить постановление Президиума «О дополнительных мерах по ускорению проведения земельной реформы».

Согласно положениям нормативно-правовых актов, у организаций разрешалось изымать все неиспользуемые земли и до 10% от используемых. Участки, которые были изъяты, зачислялись в фонд перераспределения. Позднее органы местного самоуправления распределяли земли, зачисленные в фонд, между гражданами.

Доли предоставлялись для создания:

  • садовых товариществ;
  • личных подсобных хозяйств;
  • фермерских хозяйств;
  • животноводства;
  • огородничества.

Приватизация в ГК РФ определяется как процесс перехода прав собственности на различное имущество от государства в частные руки.

Чему равна госпошлина за приватизацию квартиры в 2021, можно узнать из статьи по этой ссылке.

После осуществления манипуляции, у совхозов и колхозов осталось 90% от первоначального количества имевшихся земель. Эти участки были поделены на земельные доли без определения границ и были переданы в собственность гражданам.

Колхозы и совхозы потеряли все земли сельскохозяйственного назначения. При этом у них, как у юридических лиц, сохранились несельскохозяйственные доли, приватизация которых не выполнялась. Имущество организаций тоже было поделено между гражданами. При этом учитывался трудовой вклад, который они внести в развитие колхоза или совхоза.

Возможность передачи участков организаций гражданам зафиксировал Закон «О земельной реформе». При этом полученные доли могли использоваться для ведения садоводства или огородничества.

Нормативно-правовой акт разрешал передачу земли в коллективную собственность, если участок в дальнейшем планировалось использовать по назначению. При этом отрезки земли передавали гражданам, как за плату, так и на безвозмездной основе. При этом в Постановлении Правительства №86 указывалось, что работники колхозов могли претендовать на бесплатное получение участка и имущественного пая.

Особенности приватизации земель сельскохозяйственного назначения

Если приватизация земель сельскохозяйственного назначения рассматривается детально, становятся ясны ее проблемы. Эксперты заявляют, что до сих пор не понимают цели операции.

Существующие подходы не отвечают состоянию объекта мероприятия, действие не базируется на международном опыте и не предназначено для решения какой-либо имеющейся народохозяйственной проблемы. Кроме того, не был создан специальный государственный орган, который отвечал бы за осуществление манипуляции.

Приватизация стала одной из основных перемен, произошедших в 90-х годах прошлого столетия. Однако дальше действие реформы не распространилось. До сих пор в России больше 90% земель находится в собственности государства. При этом из всех сельскохозяйственных земель только 23% продолжают принадлежать государству. В сложившейся ситуации эксперты задают вопрос: стоит ли продолжать приватизацию дальше?

Сегодня землю сельскохозяйственного назначения может купить любое лицо, сумевшее предложить большую цену. При этом не важно, планирует ли оно в дальнейшем заниматься сельским хозяйством.

Сегодня в государстве фактически не существует ограничений на концентрацию земли. Однако из этого вытекает вопрос: сможет ли государство влиять на стоимость отрезков территории, если своих участков у него не останется?

Эксперты считают, что сегодня необходимо ограничить аппетиты крупных собственников. Если производители сельскохозяйственной продукции будут нести существенные издержки за доступ к земле, стоимость их продукции существенно возрастет.

Существует и другой риск. Продажа участков без стратегии и тактики может привести к тому, что государство понесет существенные денежные потери, если ему потребуется вернуть землю.

У страны должны имеется собственные участки, если она действительно планирует повысить доступность жилья. Эксперты считают, что для этого нецелевые угодья необходимо вовлекать в застройку. Это существенно снизит цену недвижимости.

Эксперты считают, что нельзя осуществлять приватизацию земель бездумно.

Чтобы действие пошло на пользу, необходимо определиться с:

  • целями;
  • идеологией;
  • стратегией;
  • тактикой;
  • методикой.

Следует помнить, что приватизация – это средство для достижения цели, но не сама цель. При этом государство должно разработать такие механизмы, которые будут учитывать все возможные ситуации. Случаи должны выявляться по ходу и быстро разрешаться.

Чтобы подобное было возможно, необходимо проводить мониторинг процесса. Совокупность случаев позволит создать механизмы приватизации, которые будут приемлемы для всех ее участников. При этом земля должна переходить в частную собственность постепенно, а мероприятие позволяло бы решить некоторые значимые для общества проблемы.

Порядок действий

Выполнять приватизацию земель необходимо в четком соответствии с действующим законодательством, соблюдая установленный порядок. Следует помнить, что мероприятие нельзя провести в отношении участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Если гражданин хочет выполнить операцию в условиях Крайнего Севера, запрещается приватизировать земли, на которых располагаются оленьи и отгонные пастбища. Осуществлять мероприятия можно только после наступления момента, зафиксированного в действующих нормативно-правовых актах.

Возможные проблемы

Не всегда мероприятие можно осуществить гладко. Во время его исполнения может возникнуть ряд проблем. Следует помнить, что сельскохозяйственные земли относятся к целевым участкам. Их можно использовать только по тому назначению, которое было установлено первоначально. Отступление от правила является нарушением.

Сегодня огромным спросом пользуются земли под строительство. Из-за этого нередко приобретаются участки с/х назначения для того, чтобы в последующем перевести их землю из одной категории в другую. Однако такая манипуляция может привести к возникновению ряда проблем.

Согласно пункту 2 статьи 7 Земельного Кодекса РФ, правовой режим участка определяется в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории и разрешенного вида использования. Из этого следует, что, чтобы получить возможность возводить постройки на земле с/х назначения, необходимо изменить правовой режим участка.

Исходя из положений Земельного Кодекса РФ, частные собственники не обладают правом перевода отрезка территории из одной категории в другую. Следует помнить, что, при смене владельца участка, назначение земли не меняется. Незаконное использование территории не по назначению может привести к наложению взыскания.

Срочная приватизация позволяет сэкономить время и силы, требуя при этом оплаты за оказание профессиональной помощи специалистов в сфере недвижимости.

Как на практике происходит приватизация нежилого помещения, читайте тут.

Пошаговая инструкция по бесплатной приватизации земельного участка доступна здесь.

Справочник

В данном разделе Вы найдете теоретическую и практическую информацию по всем операциям с землей

Порядок приватизации

Участок сельскохозяйственного назначения, находящийся в муниципальной собственности, может передаваться без проведения торгов, если физическое или юридическое лицо передало в муниципалитет заявление о заключении договора аренды или купли-продажи в течение 6 месяцев с момента регистрации прав на такой участок. Цена на эту землю устанавливается в размере не более 15% от кадастровой стоимости. Также без торгов могут быть переданы участки крестьянским хозяйствам, сельскохозяйственным организациям, которые участвуют в программах господдержки в сфере развития сельского хозяйства с целью ведения сельскохозяйственной или любой иной деятельностью, связанной с ним.

Оформление земли в собственность – обязательная процедура. Без нее человек не сможет вступить в право собственности на участок и, следовательно, не будет считаться его собственником. Для этого по окончании процедуры ему нужно обратиться в Росреестр. Только получив все необходимые документы, он сможет распоряжаться своим недвижимым имуществом. Перед тем, как идти в муниципалитет или орган исполнительной власти, необходимо подготовить пакет документов. В него входит:

  • Паспорт либо иной документ, удостоверяющий личность заявителя.
  • Документ, в котором указано основание для приватизации.
  • Кадастровый план земельного участка.
  • Документ о праве наследования, если владелец участка земельного участка скончался.
  • Оплаченные квитанции.

После того, как ваши документы проверят, их необходимо отправить в Росреестр. Также вы должны подготовить заявление, в котором описаны основания для приватизации. Важно подготовить все документы в двух экземплярах: оригинал после приватизации отдается владельцу участка, копии – остаются в Росреестре. Когда вы соберете весь необходимый пакет документов, отправляйтесь в Росреестр.  Важно, чтобы участок, который вы собираетесь приватизировать, был на кадастровом учёте. Если его нет, то орган государственной власти обязан провести подобную процедуру в течение 20 дней. Затраты на постановку на кадастровый учет оплачивает лицо, которое инициировало приватизацию.

После этого осуществляется подготовка межевого плана. Когда все документы будут готовы и получен положительный ответ о приватизации, возникает право собственности. Основанием для него является подписанный договор купли-продажи, а также акт приема-передачи. Важно, чтобы собственник оплатил стоимость земельного участка до подписания последнего документа.

По окончанию процедуры владельцу выдается Свидетельство о собственности. Если же на участке сельскохозяйственного назначения имеются какие-либо строения, пакет документов необходимо дополнить бумагами, которые подтверждают собственность этого гражданина на описанную недвижимость.

 В среднем процедура приватизации занимает 15-70 дней, все зависит от полноты подготовленных документов, а также длительности согласования. Согласно Федеральному Закону № 101, субъекты РФ могут установить свои сроки приватизации. Так, в некоторых субъектах приватизация разрешается с момента вступления в силу ФЗ № 101 «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», в некоторых — по истечении 49 лет или10 лет после вступления в силу указанного закона. Кроме того, субъекты могут установить и разные сроки приватизации для разных категорий землепользователей (арендаторов и т.п.). Если же закон о приватизации в субъекте не принят, то она осуществляется с 1 января 2021 г. 

Виды земель с/х назначения

Они делятся на 2 вида:

  1. Пашни, виноградники, сенокосы, залежь.
  2. Земли, предназначенные для сел/х построек, лесополоса, дороги, овраги т.д.

В 2021 году был принят N101-ФЗ, в котором говорится об условиях и порядке передачи земель сельхозназначения. В частности, ст. 10 устанавливает, что приватизация этого вида земель возможна только на основании торгов. Граждане, ЮЛ могут получить интересующий их участок по аукциону. Организация этого процесса регулируется ст. 38 ЗК РФ.

Пункт 4 названной статьи закрепляет положение, по которому участок земли, арендуемый гражданином или организацией, выкупается в течение трех лет с момента оформления арендного договора. Но при условии целевого его использования. Уполномоченный орган, он же – собственник, принимает соответствующее решение в течение двух недель со дня передачи заявления и выкупе.

Земельные угодья с/х назначения – это особая категория, которая используется строго по назначению. Например, это может быть ведение сельскохозяйственного производства. Использование земель исключает другие формы ее хозяйственной эксплуатации. Сюда включен запрет на возведение зданий, сооружений.

Заявление на аренду земельного участка, образец

22 октября 2021

Кадастр

Документы для приватизации

Для осуществления приватизационного процесса необходим пакет документов:

  • заявление;
  • паспорт заявителя;
  • основания, по которым происходит пользование ЗУ;
  • информация о наличии построек на территории, которую планируется приватизировать;
  • акт об осуществлении кадастрового межевания;
  • выписка из ЕГРН.

Квитанция об оплате услуг по регистрации ЗУ и заявление подается в регистрационный орган. Все бумаги передаются в двух экземплярах. Один из них – оригинал, второй – копия. Оригинал обязательно возвращается после завершения регистрации.

После завершения регистрационного процесса заявитель получает выписку из ЕГРН. Несколько лет назад она заменила бумажное свидетельство о собственности. Согласно документу, человек или организация становится собственником ЗУ. С этого момента владелец вправе продать, обменять, подарить участок.

Если на ЗУ находятся строения, они подлежат приватизации вместе с ним. В этой ситуации в пакет документов, кроме бумаг на саму землю, входят и те, которые распространяются на объекты недвижимого имущества.

  

Документы на недвижимость требуются для того чтобы уполномоченный орган понимал, что строения принадлежат заявителю на праве собственности. А также то, что они соответствующим образом оформлены. Если здание, которое стоит на приватизируемом земельном наделе, принадлежит нескольким лицам, то заявление подается от их имени, право собственности оформляется в долях. Каждому из заявителей принадлежит доля.

Выводы по особенностям приватизации земель с/х назначения:

  1. Заинтересованными в этом процессе лицами могут выступать граждане, ЮЛ.
  2. Участок переоформляется им в собственность после имеющегося на руках арендного договора, либо из режима бессрочного пользования.
  3. Приватизация может быть платной, по итогам выкупа земель у местного органа власти. Также она может быть безвозмездной.
  4. Суть приватизационного процесса заключается в том, что он закрепляет статус собственника за гражданином и ЮЛ.

Правовое положение собственника ЗУ исключает возможность притязания на объект недвижимости со стороны третьих лиц!

Интересное

Межевание

Пути и субъекты приватизации

Земельные наделы предоставляются платно и бесплатно. Второй вариант доступен для физических лиц, которые пользуются землей на праве бессрочного пользования и пожизненного наследуемого владения. Взимание денег, кроме сборов, установленных законов, запрещено.

Без торгов приватизировать ЗУ в государственной собственности можно, если заинтересованные в процедуре лица подали в местный орган власти заявление о заключении арендного договора или о проведении сделки по купли-продажи в течение полугода с момента регистрации прав на участок. Цена установлена в размере не более 15% от кадастровой стоимости. Вне аукциона передаются ЗУ крестьянским хозяйствам, с/х организациям, а также тем, кто принимает участие в государственной поддержке в области развития с/х. 

Субъектами приватизационного процесса выступают граждане, организации, которые выкупают землю на правах единоличной, совместной собственности.

Организации, которые имеют земельные наделы в бессрочном пользовании, обязаны их переоформить и заключить арендный договор, либо выкупить участок.

Граждане, которым были выделены участки для ведения подсобного или дачного хозяйства, для возведения построек, обязаны переоформить режим пожизненного наследуемого владения на право собственности.

На приватизацию земельного угодья могут рассчитывать граждане, которые выступают собственниками построек, стоящих на земельном наделе.

Объединение земельных участков находящихся в аренде

26 сентября 2021

Что не может быть приватизировано

  • принадлежащие лесному, водному фонду, особо охраняемых территорий;
  • зараженные опасными веществами;
  • объекты общего пользования;
  • объекты транспорта;
  • участки, предназначенные для нужд государства и муниципальных органов.

Особенностью приватизации рассматриваемых земель выступает то, что не выкупаются те, которые заняты оленьими пастбищами в районах, принадлежащих Крайнему Северу, отгонным пастбищам.

Перечень участков, не подлежащих приватизационному процессу, не исчерпывающий.

В частности, по ст. 129, 209 ГК РФ земельные участки находятся в обороте в той мере, в какой это допускает ЗК РФ. Если в других законах содержится запрет на передачу ЗУ в собственность гражданам, ЮЛ, это говорит о запрете на приватизацию.

Алгоритм действий

Для получения ЗУ путем приватизации необходимо предпринять ряд действий:

  • осуществление кадастрового межевания территории, которая планируется к использованию;
  • личное посещение местного органа власти;
  • составление заявки в письменном виде с просьбой о выделении земельного участка в собственность гражданам.

При этом составить заявления могут граждане, использующие ЗУ и те, которые возвели на земле дом.

Основное, о чем должны позаботиться граждане – это о подготовке, сборе документов. После их передачи в местную администрацию, она обязана в срок не позднее двух недель вынести решение о праве заявителя на приватизацию. Решение от уполномоченного органа может быть в двух формах: одобрение или отказ.

Если по определенным причинам у гражданина отсутствует необходимый документ, то власти могут предложить альтернативу. Она заключается в административном варианте перехода права собственности. Сотрудник местного органа власти, пользуясь межведомственными каналами, будет заниматься восстановлением утраченной документации без участия заявителя. На это ему отведен срок — 30 дней.

Способы

Ст. 13 вышеназванного закона устанавливает способы приватизации:

  1. Продажа ЗУ на аукционе, конкурсе.
  2. Публичное предложение без объявления стоимости.
  3. Внесение ЗУ в качестве вклада в УК АО открытого типа.
  4. Выкуп ЗУ.

Особенности отчуждения угодий определены в ст. 28 закона. В частности, приватизация зданий и сооружений, объектов, строительство которых не завершено, но они признаны недвижимостью может быть осуществлена. Но из этого правила существуют исключения:

  • не отчуждается земельный надел, изъятый из оборота, даже при условии, что на нем находится здание и сооружение;
  • не может быть передан участок земли, не выделяемый в натуре совместно с частью земельного участка.

Если имеет место последняя ситуация, то с приобретателями зданий и сооружений должен быть заключен договор аренды, характеризующийся множественностью лиц на стороне арендатора.

Приватизация участков, находящихся в режиме бессрочного пользования, пожизненного наследуемого владения – бесплатная!

В ЗК РФ указаны лица, имеющие право на платное осуществление приватизации. В частности, это:

  • граждане, оформившие земельные наделы под ведение личного хозяйства, заключившие под эту цель аренду долгосрочного характера;
  • граждане, использующие земельный надел под ИЖС за пределами НП;
  • граждане, которые взяли земельное угодье под сады и огороды.

Приватизация на бесплатной основе доступна гражданам:

  • оформившие договор бессрочного пользования ЗУ с местными органами власти;
  • получившие от государства землю вместо собственности, которая была изъята.

Законом установлено, что физические лица, получившие земельные участки под целевое использование до 2021 года, построившие на нем дом, могут переоформить их в собственность.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: