Кто определяет кадастровую стоимость земельного участка?

Здравствуйте, уважаемый посетитель. Ниже описана тема Кто определяет кадастровую стоимость земельного участка?. Если у Вас назрели вопросы, задавайте их, спрашивайте, постараемся помочь. Надеемся, что мы сможем помочь

Участок

Кто определяет кадастровую стоимость земельного участка

Необходимо знать, какой орган рассчитывает кадастровую стоимость земельных участков. Ведь процедура определения значения является спорной. Проблемные моменты появляются как у собственников, так и специалистов по данным вопросам.

Сведения об оценке объектов вносятся в государственный кадастр недвижимости. Обновление данных происходит один раз в пять лет.

Некоторые владельцы земли после оценки не согласны с ее результатами. Кадастровая стоимость наделов кажется им завышенной. Важно знать, из чего складывается окончательный показатель, кто принимает участие в процедуре и какие действия включаются в процесс.

Устанавливать кадастровую стоимость вправе:

  • организация, у которой имеется соответствующая лицензия;
  • государственный служащий, определяющий средний показатель и коэффициент;
  • органы государственной власти, в ведение которых находится земельный вопрос.

Государственная оценка проводится в некоторых случаях, отмеченных в законе. Также она может быть инициирована органами местного самоуправления и власти. Исполнители выбираются на основании тендера, в котором участвуют имеющие право на оценку организации.

Работа оценщиков проводится в соответствии с федеральным законом «Об оценочной деятельности в РФ». Также выделяют другие специальные акты, положения, касающиеся данной процедуры.

По итогам оценки составляется отчет. Он передается на утверждение органам исполнительной власти. После этого разрешается его публикация.

Средняя стоимость квадратного метра земельного участка в определенном населенном пункте отражается на основании данных инженеров и органов местного самоуправления. После оценки данные не могут быть изменены в базе в течение пяти лет.

Если гражданин не согласен с проведенной оценкой, он может оспорить ее результат. Для этого составляется обращение в судебные органы или специальную комиссию, рассматривающую споры.

Организацией последней занимается Росреестр. Комиссия рассматривает споры в соответствии с заявлениями землевладельцев. Важно указать все реквизиты об участке. Также прописываются основания для подачи заявления и выражения несогласия с кадастровой стоимостью.

При обосновании доводов необходимо приложить документы:

  • выписку из единого государственного кадастра;
  • копии правоустанавливающих бумаг;
  • подтверждение рыночной стоимости надела;
  • доказательства опровержения кадастровой стоимости и подтверждение доводов заявителя.

Документы предоставляются в бумажном варианте и электронно. Комиссия рассматривает обращение месяц. Если гражданин пожелает, то он может участвовать в заседании.

Образец свидетельства о праве собственности на землю

От чего зависит размер

Важно знать не только, кто определяет кадастровую стоимость земельного участка, но и отчего может варьироваться ее размер. В настоящее время именно этот показатель признан основным при совершении сделок, определении арендной платы, а также других сумм.

Для установления стоимости проводятся кадастровые работы имеющими для этого квалификацию инженерами. Данные вносятся в единый государственный реестр недвижимости.

Чтобы получить сведения, нужно обратиться в Росреестр. Инженер выезжает по месту расположения объекта и проводит работу.

На стоимость могут повлиять различные факторы.

Среди них выделяют:

  • расположение земельного участка;
  • категория земли и вид разрешенного использования;
  • площадь надела;
  • наличие или отсутствие объектов инфраструктуры в данной местности;
  • цены на подобные объекты недвижимости в конкретном регионе.

Например, оценка земельного участка в сельской местности проводится с определением удаленности его от города, оснащенности объектами инфраструктуры, наличием социально значимых предприятий и численности населения.

Все эти факторы должен учитывать кадастровый инженер в ходе оценки. Зачастую кадастровая стоимость определяется на уровне рыночной.

Как рассчитывается

Для определения кадастровой стоимости необходимо выяснить удельный показатель. Он устанавливается для 17 видов разрешенного использования в кадастровых кварталах.

Имеющееся значение нужно перемножить на площадь земельного надела. Если участок предназначен для нескольких видов, ориентироваться необходимо на больший показатель.

Повлиять на сумму может как вид использования, так и удельное значение. Об этом нужно помнить, если человек окажется не согласным со стоимостью.

Основанием для установления стоимости является решение органов местного самоуправления. Они ориентируются на определенные законом правила. Нормативно-правовые акты запрещают внесение недостоверных сведений.

Например, сельскохозяйственные земли должны быть использованы исключительно для этих целей. Поэтому ориентироваться при расчетах на показатели для земель под индивидуальное жилищное строительство нельзя.

Где можно узнать

Сведения из государственного кадастра недвижимости считаются доступными для широкого круга лиц. Поэтому гражданин на бесплатной основе может ознакомиться со значением кадастровой стоимости.

На официальном сайте Росреестра располагается публичная карта земельных участков. На ней отражены наделы, сведения о которых имеются в государственном кадастре.

Иногда человек сталкивается с тем, что он не знает расположение надела и найти его в плане. Для решения проблемы используется масштабирование. Приближая и отдаляя изображение, необходимо добиться появления на экране контуров искомого участка.

Если поместить курсор внутрь объекта, выводится специальная вкладка. В ней отражаются основные сведения, в том числе и о кадастровой стоимости.

Обнаружить участок на карте можно, введя его кадастровый номер в поисковую строку. Если он имеется в базе данных, система отобразит его и основные характеристики.

Среди таковых выделяют:

  • категорию;
  • вид разрешенного использования;
  • площадь;
  • кадастровую стоимость.

Как по свидетельству…

Рассмотрение обращений об исправлении ошибок и предоставление разъяснений

Еще одним нововведением является обязанность учреждения предоставить разъяснения о том, как производился расчёт, в случае обращения юр.лиц, физ.лиц, а также органов госвласти и муниципалитетов, если установленная цена затрагивает их интересы. В обращении должны содержаться ФИО, адрес физ.лица, юр.адрес, контактный телефон, Е-мэйл и правовая форма юр.лица, номер участка или местонахождение недвижимости. Разъяснения предоставляются в тридцатидневный срок. Если в ходе рассмотрения заявления будут выявлены ошибки, то они подлежат исправлению. При несоблюдении данных требований обращения рассматриваться не будут.

Рекомендуем ознакомиться:

Допущенные ошибки делятся на единичные и системные. В первом случае они относятся к цене одного объекта, во втором – к нескольким. Существуют ещё два их вида: технические (к ним относятся опечатки и ошибки в арифметических расчётах) и методологические (не соблюдены рекомендованные методы проведения оценивания). С заявлением по устранению допущенных ошибок могут обратиться субъекты данных правоотношений, чьи интересы были нарушены. Сделать они это могут после того, как Акт, утвердивший результаты, был принят, но до того момента, как будет принят Акт очередной госоценки, в том числе будет внесена в ЕГРН цена, определённая по итогам спора.

При условии, что допущенная ошибка была системной, то вне зависимости от того, что обращение единичное, она будет устранена в отношении всех объектов.

Пример:

В документах БТИ балконы МКД по адресу ул. Абрикосовая д.1 были учтены в общей жилой площади. Соответственно, на них управляющей компанией производились начисления коммунальной и жилищной услуг. Гражданин Е.П. обратился в Росреестр с просьбой решить эту проблему. До 1 января 2021 г. ошибка была бы устранена только по отношению к квартире Е.П., после указанной даты – данные изменятся по всему многоквартирному дому.

Если ошибка была исправлена, то сведения станут применяться со дня вступления в силу Акта, который утвердил ошибочно установленную оценку объекта. При этом изменение цены допускается только в сторону понижения.

Определение стоимости иных объектов

Оценка объектов, которые не были учтёнными, либо внесение информации об объектах, характеристики которых претерпели изменения по качеству/количеству, произошедшие в период между предыдущей и очередной госоценкой, осуществляются ФГБУ «ФКП Росреестра».

При подобном варианте оценивание недвижимости производится:

  • при образовании нового участка;
  • уменьшение или увеличение площади имеющегося надела;
  • смена вида разрешённого использования;
  • перевод категории надела в иную.

Результат оценки фиксируется в Акте. Расчёт её в этом документе происходит в определённом кадастровом квартале. При условии, что во время работ будет выявлено несколько землепользований в пределах одного квартала или обнаружится, что в категориях и видах разрешённой эксплуатации имеются изменения, все вышеперечисленные моменты будут закреплены в одном документе.

Например, установление цены для земельных участков в границах объединения дач/садов/огородов будет рассчитана, если удельный показатель для конкретного объединения умножить на площадь соответствующего участка земли. Та же формула употребляется при оценивании земель населённых пунктов.

Сведения, полученные при расчёте, будут применяться со дня их внесения в ЕГРН.

Оспаривание оценки

Установленная кадастровая стоимость имеет большое значение для любого владельца земли.

Это обусловлено следующими причинами:

  1. От неё будет зависеть начисляемый налог. Чем выше налогооблагаемая база, тем больше цена, которую придётся заплатить государству.
  2. Она будет учитываться при заключении договоров, например, невысокая стоимость позволит выкупить участок недорого или значительно уменьшить стоимость аренды.
  3. От неё в прямо зависимости находится имущественный налог на предприятие. В спорах с недвижимостью характерна обратная ситуация, для собственника будет более выгодной высокая цена.

В такой ситуации закон определяет два способа оспаривания кадастровой стоимости: в комиссии и суде. Правом оспаривания обладают юридические лица, органы госвласти и муниципалитеты при наличии у них земельных участков в собственности. По ранее действующему законодательству в суд, минуя комиссию, могли обратиться только физ.лица, теперь же такой порядок не исключён и для остальных участников спора.

Комиссия представлена по одному из членов:

  • уполномоченного органа субъекта РФ;
  • органа регистрации прав.

Перечисленные выше лица от общего состава комиссии занимают не более 50 %. Также в неё входит представитель уполномоченного по защите прав предпринимателей. Иные граждане могут участвовать, но обязательно количество участников не должно быть менее 5 человек.

Интересантом подаётся обращение и к нему прикладываются:

  • информация из ЕГРН касательно результата, который оспаривается;
  • дубликат документа, подтверждающий право собственности на надел;
  • отчёт оценщика, когда основанием для обращения является цена, сложившаяся на рынке.

Заявление подаётся в сроки, ограниченные временным рамками между днём внесения полученного расчёта и временем подачи определённой кадастровой стоимости в ЕГРН в период, когда проводилась очередная оценка.

Выделяется два повода для того, чтобы результаты были пересмотрены:

  • использование недостоверных данных о наделе;
  • наличие отчёта с установленной рыночной ценой на тот же момент, когда была принята кадастровая.

В момент заседания комиссии приглашённые лица, осуществлявшие оценочную деятельность, дают свои пояснения. Срок рассмотрения не должен превышать 30 дней. Если члены комиссии считают, что оценка была проведена правильно, то обращение отклоняется. Отказ должен быть мотивирован.

Когда кадастровая стоимость изменилась на основании решения, принятого комиссией либо судом, эта информация станет использоваться с первого дня того года, когда подавалось заявление, однако не раньше дня передачи оспариваемых сведений в ЕГРН.

Если дело рассматривает суд, то решение комиссии во внимание не принимается.

Ещё одной новеллой является норма, которая допускает проведение кадастровой оценки в иное время, чем запланировано. Она предусматривает ежеквартальный расчёт индекса рыночной стоимости недвижимости и его отражение в фонде данных. При снижении этого показателя в регионе не меньше чем на 30% появится основание для её проведения внепланово. Расчёт, который получился при таком условии, не может быть выше содержащейся в ЕГРН цены на имущество. Эта норма начнёт действовать в 2021 г.

Период с 2021 по 2021 гг. считается переходным и распространяется на все отношения, связанные с деятельностью по оценке имущества, с вопросами неправильного установления цены недвижимости и её оспаривания. В этом временном промежутке могут использоваться оба нормативных акта. Из сказанного выше следует, что при появлении сложностей в данной области следует обращаться к квалифицированному юристу, который поможет разрешить возникшую проблему.

Кто осуществлял оценочную деятельность до 2021 г.

До 2021 г. налог на недвижимость рассчитывался, исходя из её инвентаризационной оценки. Такая ситуация не давала возможности реально оценить ту или иную недвижимость. Так, квартира, находящаяся в старом центре города, в районе с развитой инфраструктурой, облагалась заведомо меньшим налогом, чем жилище в новостройке, но на окраине. Что касается земельных участков, то по положению бухучёта их инвентарная стоимость устанавливается исходя из расчёта понесённых расходов на приобретение и затрат на содержание. В обоих случаях цены не соответствуют рыночным.

Для создания единой базы налогообложения перед исполнительной властью РФ поставлена цель рассчитать кадастровую стоимость недвижимости  по стране. В соответствии с этой задачей в 2021 г. в регионах стало массово проводиться оценивание земель, зданий, сооружений согласно закону «Об оценочной деятельности».

Перечень объектов, которые необходимо было оценить, определялся исполнительным органом госвласти либо муниципалитетом. При его создании мнение правообладателей не учитывалось. Орган, определивший перечень, выступал заказчиком работ.

На конкурсной основе он выбирал исполнителя, к которому предъявлялся ряд требований, обязательными из которых были:

  • наличие членства в СРО;
  • страхование ответственности по причинению ущерба имуществу третьих лиц при проведении работ.

Предполагалось, что независимые оценщики качественно окажут услугу. На практике же сложилась ситуация, что установленная исполнителем стоимость в разы превышала рыночную. Это происходило по причине недостаточности сведений об исследуемом предмете, отсутствия чёткой и полной методологии проведения оценки. Нередки были случаи, когда исполнитель проводил работу, не выезжая на объект, т. к. конкурс могли выиграть оценщики, находящиеся не в том регионе, где расположена недвижимость. Контроль над деятельностью исполнителя осуществляла только СРО. Подобная ситуация привела к напряжению социальной обстановки и массовому оспариванию принятых решений.

В июле 2021 г. вступил в действие ФЗ № 360, которым были внесены изменения в ряд нормативных актов. Данный закон, по сути, наложил запрет на привлечение независимых оценщиков на временном отрезке с 2021 по 2021 гг. В этот временной промежуток будет применяться цена, принятая на 01.01 в том году, когда она стала использоваться в качестве налогооблагаемой базы, но не раньше, чем 01.01.2014 г.

Определение стоимости

Основная задача преследует цель максимального приближения цены земельного надела к сложившейся на рынке. Для более точного проведения расчётов в условиях дефицита данных делаются запросы в организации, осуществляющие ценообразовательную деятельность и работающие со сметами в градостроительстве. В том числе истребуются материалы, связанные с мониторингом земель и землеустроительных отношений и т. д. Должностные лица предоставляют информацию не позднее 20 дней с того момента, как запрос получен.

Оценщик в своей работе должен исходить из достаточной и достоверной рыночной информации об объекте, используя следующие подходы при расчётах:

  1. Сравнительный. В этом случае для получения оценки используется метод сопоставления аналогичных объектов. Сравниваться будут их характеристики с учётом предлагаемой цены при следках, таких как купля-продажа, аренда и пр.
  2. Доходный. В данном варианте используется прогноз по прибыли, которую земля может приносить.
  3. Затратный. При нём учитываются возможные расходы на приобретение объекта либо его воспроизводство.

Также для правильного расчёта следует провести глубокий анализ рынка и выявить факты, влияющие на ценообразование в сфере недвижимости:

  1. Общеполитическая и социальная обстановка и её воздействие на тенденции экономической ситуации изучаемого региона.
  2. Анализ цен в сегменте рынка, где производится исследование (в рассматриваемом варианте – земельные участки).
  3. Проработка фактов, влияющих на формирование спроса и предложения (например, низкая банковская ставка по кредитам).
  4. Рынок объёма продаж.

После получения необходимых сведений будет рассчитываться стоимость недвижимого имущества.

Во время проведения работ действует запрет на привлечение рабочей силы со стороны.

Кто устанавливает кадастровую стоимость

С 01.01.2017 г. нормативным актом (о государственной кадастровой оценке) обозначены изменённые правила госоценки. Субъектом РФ создаются бюджетные учреждения, которые уполномочены проводить комплекс мероприятий по оценке недвижимости.

В их обязанность входит расчёт того, сколько стоят объекты, которые:

  • до этого не были определены;
  • были учтены при внесении данных по ним в ЕГРН;
  • были изменены характеристики по количеству и качеству.

В отличие от ранее существующего порядка в отношении бюджетного учреждения установлено следующее: обязанность давать разъяснения по вопросам его оценочной деятельности

Очень важным новшеством является тот факт, что учреждение обязано в полном объёме возместить убытки, которые понёс правообладатель в связи с неправильным определением цены его собственности. В случае если у учреждения не хватает собственных средств, недостающая сумма будет выплачена субъектом Федерации. Если в порядке надзора органом регистрации прав выявляются недочёты в деятельности учреждения, то выдается предписание об их устранении.

Промежуточный отчёт

По окончанию исследований составляется предварительный отчёт, в нём заключены следующие данные:

  • земельные наделы, обозначенные списком (кадастровый №, местоположение);
  • способы и средства, использованные для оценивания объектов;
  • определённые значения кадастровой стоимости и процессы её расчёта.

В фонд данных кадастровой госоценки входят все эти материалы.

Лица, чьи интересы затронуты, в 50-тидневный срок представляют свои замечания посредством портала госуслуг, МФЦ, через почту России либо непосредственной передачей в приёмную организации, проводящей оценочные работы. В заявлении кроме описания ситуации необходимо указать ФИО или правовую форму юридического образования, номер телефона и Е-мэйл (если имеется), местонахождение земельного надела и т.д. Для облегчения обработки претензии следует указать конкретную страницу в отчётном документе. Если имеются подтверждающие материалы, их также необходимо приложить.

Без представления необходимых данных в рассмотрении будет отказано.

Каждые 5 дней происходит обновление сведений, которые содержатся в промежуточном отчёте, согласно замечаниям.

Окончательный вариант оформляется Актом, в котором утверждается результат расчёта стоимости, он также размещается на сайте и в СМИ.

Подготовка к проведению оценки

Закон устанавливает обязанность проводить кадастровую оценку минимум раз в 5 лет, максимум – в 3. Решение принимает уполномоченный орган субъекта РФ. Составляется перечень объектов для её осуществления.

Туда не входит недвижимость, не обладающая на момент формирования списка хотя бы одной из характеристик:

  • кадастровый номер;
  • определённая категория для земли;
  • разрешённый вид использования.

Также в нём должны быть указаны границы кадастровых кварталов, населённых пунктов, муниципалитетов, земельных участков и т.д. Данный список представляется исполнительному органу региональной власти субъекта РФ органом регистрации после получения запроса от него. Местом для размещения информации будут официальный сайт, печатные СМИ и т.д.

Новый закон даёт владельцам недвижимости возможность для подачи декларации, содержащей характеристику принадлежащей им собственности.

Это позволит уменьшить количество споров по оцениванию земельных участков, поскольку неполнота сведений об объекте влияет на достоверность результата. Так, отсутствие поблизости инженерных сетей и автодорог значительно понизит ценник на земельный участок, предназначенный для ИЖС.

Рекомендуем ознакомиться:

Форма и порядок рассмотрения декларации

В декларацию включаются следующие сведения: данные собственника, категория земель, вид разрешённого использования, информация о пограничных участках, если для них предусмотрен особый режим эксплуатации (например, заповедник), площадь, наличие/отсутствие подъездных путей и т.д.

Документ рассматривается в течение 20 дней с момента поступления. Получив его, бюджетное учреждение в пятидневный срок информирует отправителя о принятии декларации. Предусмотрено увеличение сроков рассмотрения до 20 дней, если требуются дополнительные сведения, которые у учреждения отсутствуют. Заявитель об этом также информируется. При изучении устанавливается соответствие материалов, имеющихся в распоряжении, с предоставленными в декларации сведениями. В случае подтверждения достоверности данных, содержащихся в документе, они будут учитываться при оценочных мероприятиях. Отказ в принятии предоставленных собственником сведений должен быть мотивирован.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: