Что говорит закон о приватизации земельных участков

Добрый день, дорогой посетитель. Тема сегодняшнего разговора Что говорит закон о приватизации земельных участков. Если у Вас назрели вопросы, задавайте их, спрашивайте, постараемся помочь. Надеемся, что мы сможем помочь

Кто имеет исключительное право

Пунктом 1 статьи 39.20 ЗК РФ предоставлено исключительное право на приватизацию территорий собственникам жилых или нежилых построек, находящихся в их пределах. Оно означает возможность приватизации земли только одним лицом.

Данное правило действует и в отношении недостроенных объектов. Поэтому граждане, получившие наделы под строительство жилья, приобретают исключительное право с момента инициирования строительных работ – оформления документации.

Статья 39.20. Особенности предоставления земельного участка, на котором расположены здание, сооружение

Исключительным правом на приватизацию обладают и другие лица: пользующиеся участками на правах пожизненно наследуемой собственности и бессрочного пользования. Наличие такого права не предполагает обязательную бесплатность процедуры.

Земли, не подлежащие бесплатной передаче в собственность, могут выкупаться хозяевами имеющихся на их территориях строений на основе кадастровой стоимости.

От исключительного права следует отличать преимущественное право, регулируемое на уровне регионов и муниципалитетов. Им наделяются отдельные льготные категории местного населения: инвалиды, многодетные семьи и т.п. В таком случае приватизация надела третьими лицами допускается при отказе или нарушении условий обладателем преимущественного права.

Образец заявления о приватизации земельного участка

Как оформить кадастровый…

Участок в селе

Сельские участки также подлежат приватизации, однако её порядок регламентируется иным законом, который специально регулирует оборот сельскохозяйственных земель. ФЗ достаточно обширный и подробно регламентирует приватизацию земель на селе.

Основные моменты заключаются в следующем:

  1. Вопросы приватизации земель на селе находятся в ведении местных органов власти. Так, сельские советы осуществляют непосредственное распоряжение участками в соответствии с приказами вышестоящей администрации и согласно региональному законодательству.
  2. Граждане, а также организации могут получить земли в своё пользование в сельской местности согласно договору купли-продажи или аренды. Выкуп земель осуществляется исключительно на публичных торгах, назначаемых при наличии двух и более претендентов на землю. Данное правило действует лишь при условии подачи публичного объявления о проведении торгов на соответствующие участки.
  3. Наличие договора аренды, действующего более трёх лет, является основанием для выкупа земли в приоритетном порядке. Так, граждане и организации, имеющие такие договоры на землю, могут выкупить её без проведения торгов путём заключения обычного соглашения о купле-продаже.

Однако главным условием получения земли от государства, будь то выкуп или аренда, является целевое использование соответствующих участков. Так, несоблюдение норм Земельного кодекса по поводу целенаправленности каждой категории земли является основанием для изъятия земли даже из частной собственности.

Документы на приватизацию

Перечень документов разнится в зависимости от того, какой именно тип земли подлежит приватизации.

Так, если приватизировать нужно землю под частным домом, тип которой является ИЖС (индивидуальное жилищное строительство), то понадобятся следующие документы:

  • заявление по образцу, устанавливаемому местной администрацией;
  • квитанция, которая подтвердит оплату пошлины в размере 200 рублей;
  • паспорт заявителя (только гражданин РФ);
  • документ, удостоверяющий права представителя, если подача документов осуществляется при его участии;
  • кадастровые документы на жилой дом;
  • документ, удостоверяющий соответствующее право на участок.

При осуществлении приватизации иных категорий земель, к примеру, участка в дачном кооперативе, сельскохозяйственного надела, представлению подлежат следующие документы:

  • заявление в простой письменной форме;
  • квитанция;
  • паспорт гражданина РФ;
  • свидетельство, сертификат, постановление администрации о выделение земельного участка;
  • решение соответствующего кооператива о выделении земли члену кооператива;
  • документы на постройку (декларация, разрешение на стройку).

Приватизация в большинстве случаев бесплатная. Однако несмотря на это большинство граждан, боясь налогообложения и иных правовых последствий приватизации, не решаются её осуществить. По этой причине большая часть земли в обороте до сих пор находится в государственной собственности.

Из-за этого государству приходится постоянно откладывать запрет на бесплатную приватизацию, так как такой запрет лишит возможности увеличить облагаемую базу земельного налога.

Чем больше людей приватизируют участки, тем больше средств будет попадать в региональные бюджеты. Тем самым федеральные субсидии уменьшатся, а государство сможет сосредоточиться на более важных целях.

Когда программа приватизации только задумывалась, депутаты и правительство были едины во мнении, что уже к середине 2022 годов вся земля будет приватизирована. Однако граждане не выразили такую активность и интерес, который предполагался. Цели ФЗ не были достигнуты. Поэтому его действие ещё не раз продлевалось.

На сегодняшний активно обсуждается вопрос об отмене временных ограничений на приватизацию новым проектируемым федеральным российским законом. Так, она может стать бессрочной.

Вместе с тем на сегодняшний день для владельцев дачных участков были установлены самые благоприятные условия.

Так:

  • бесплатно они смогут приватизировать свои участки вплоть до 2022 года;
  • в этот срок им не нужно доказывать законность строения и представлять разрешение администрации на ввод соответствующего жилого строения в эксплуатацию.

Между тем особый порядок установлен для приватизации участков с жилыми строениями, где помимо официальных пользователей земли прописаны несовершеннолетние граждане. В таком случае необходимо учитывать интересы детей, для чего требуется участие органа опеки. В остальном порядок ничем не отличается.

Дачная амнистия

Рекомендуем ознакомиться:

Многих обрадовало положение закона о дачной амнистии про приватизацию земли. Однако не всё на самом деле так гладко. Многие граждане и владельцы дач попросту не подпадают под условия дачной амнистии.

Так, основными условиями приватизации дачных участков являются:

  1. Получение земли до 2022 года. Все участки в садовых и дачных кооперативах, полученные после указанного года, подлежат приватизации в общем порядке. На такие участки в садоводстве дачная амнистия не распространяется.
  2. Право, предоставленное на землю. Так, приватизировать можно лишь те дачные участки, которые предоставлены на основе права пожизненного владения с последующим наследованием или в постоянное безвозмездное пользование. Аренда земли или иное платное пользование означает необходимость выкупа земли, а не бесплатную приватизацию.
  3. Если на участке имеются определённые строения, то необходимо в обязательном порядке представить разрешительные документы на строение, в частности, разрешение на ввод соответствующего жилья в эксплуатацию. В противном случае факт наличия строения лучше скрыть или оформить на него документы в качестве вновь возводимого строения.

Если данные условия выполнены, то никаких проблем в приватизации дачи возникнуть не должно.

Если нет определённого правоустанавливающего документа, но земля по факту была выделена ещё до 2022 года, то необходимо запросить копию соответствующего постановления из местной администрации либо через архивную службу соответствующего района.

Если в результате таких действий никаких документов не обнаружится, то приватизация будет осуществляться в общем порядке. При этом будет производиться выкуп земли, а владелец будет обладать преимущественным правом покупки без проведения торгов.

Какие земли можно приватизировать?

Разумеется, не все земли подлежат приватизации.

Закон о приватизации земельного участка ограничивает перечень категорий земель, допущенных к приватизации следующими типами:

  1. Все те земли, которые были переданы гражданам в пользование до вступления в юридическую силу указанного закона.
  2. Участки, которые выделяются гражданам для постройки собственного жилища, а также для осуществления на них хозяйственной деятельности подсобного характера.
  3. Те земли, на которые граждане получили либо получат право безвозмездного пользования, которое имеет бессрочный и наследуемый характер.
  4. Земельные наделы, предоставленные гражданам в пределах садоводческих, дачных кооперативов и так далее в целях устройства личных садов и огородов.

В своём большинстве это земли исключительно населённых пунктов и сельскохозяйственного назначения. Однако и из данных категорий возможны исключения, когда приватизировать не представляется возможным.

Так, законом к таким землям отнесены следующие:

  • земли, которые специальным актом или в соответствии с земельным законодательством выведены из свободного оборота между лицами;
  • участки, которые государство планирует изъять в собственных целях в ближайшие 30 лет, которые подлежат реквизиции по иным причинам.

Вместе с тем рассматриваемый ФЗ (федеральный закон) в России не является исключительным актом, регулирующим порядок приватизации.

Так, помимо него процедура будет регламентироваться следующими актами:

  • Земельный кодекс;
  • Закон о дачной амнистии;
  • Закон о государственной регистрации права собственности на объекты недвижимости.

Основной целью ФЗ является прекращение права граждан на безвозмездное пользование участками в наследуемом порядке. По этой причине до 2022 года должны быть переведены в частную собственность их нынешних владельцев либо оформлены посредством договора аренды.

После указанной даты иные формы права владения землёй не будут признаваться в качестве юридического факта.

Участок, где расположен частный дом

Ранее, когда гражданам выдавалась земля на праве бессрочного владения пожизненного типа, то им давалось разрешение на возведение на ней строения, хотя по нынешнему законодательству разрешение выдаётся лишь при согласии собственника земли. По этой причине случился казус, который привёл к тому, что дома стали частной собственностью, а земля осталась государственной.

Однако Земельный кодекс устанавливает, что земля и строение на ней являются неотделимым целым. Такое же положение закреплено и в гражданском законодательстве. Так что приватизации земли под частным домом является обязательством каждого собственника такого строения.

Чтобы осуществить приватизацию в данном случае в местную администрацию, в земельное управление предоставляется следующий перечень документации:

  • заявление;
  • паспорт собственника строения;
  • копию документа, который удостоверяет факт предоставления земли;
  • кадастровые документы на землю и на строение.

При этом в обязательном порядке осуществляется выкуп земли. То есть бесплатно приватизировать землю в таком случае не получиться.

Рекомендуем ознакомиться:

Цена участка определяется согласно удельным показателям за единицу измерения участка, установленным государственной оценкой, которая проводится раз в 2–5 лет в зависимости от региона.

Участок под многоквартирным домом

Жители многоквартирных домов даже не имеют представления о том, кому принадлежит земля под их домом. Если участок при постройке здания был выкуплен застройщиком, то она сразу становится собственностью жителей, которые купили квартиры в соответствующем доме, либо жилищной организации, в зависимости от положений договора.

Однако большинство домов были построены ещё в советское время либо после развала, но также на средства государства. Так что земли под большинством таких домов являются до сих пор собственностью государства.

Положения нового закона об обязанности жильцами выкупить земли под их домами распространяются и на жителей многоквартирных домов. Это не только бюрократическая проблема, но и возможность, которая даёт жильцам множество преимуществ.

Среди таких преимуществ стоит отметить следующие:

  • после выкупа никто не сможет распоряжаться либо каким-то иным образом пользоваться землёй, кроме самих жильцов;
  • без участия и согласия жителей никто не сможет возводить постройки, даже государственного или иного публичного назначения;
  • муниципалитет не сможет изъять участок под домом, тем самым не сможет принудительно переселить жителей в другие дома;
  • жильцы смогут получать определённую прибыль, если будут использовать приватизированные земли непосредственно перед домом в коммерческих целях;
  • жители смогут сами обустраивать эти участки по своему усмотрению по общему соглашению всех собственников квартиры соответствующего многоквартирного дома.

Таким образом, преимуществ достаточно, чтобы жители многоквартирных домов решились быстрее осуществить приватизацию.

Вместе с тем стоит отметить некоторые негативные для жильцов последствия:

  1. После того как жильцы станут собственниками земли под их домом, они обязаны будут платить земельный налог. Ставка земельного налога имеет процентную привязку к кадастровой стоимости. Так что размеры налогов получаются немаленькими. Однако, сумма налога распределяется между всеми собственниками квартир.
  2. Облагораживание и обустройство придомовых участков является не только правом, но и обязательством собственников квартир. Так, если такие участки будут находиться в неухоженном состоянии, то жилищная инспекция может наложить штраф на жильцов.
  3. После приватизации участка под многоквартирным домом стоимость одной квартиры в нём автоматически подскачет на 20–30%. Тем самым жильё станет менее ликвидным, а собственникам будет сложнее продать свои квартиры.

Нужно иметь в виду, что по любому своему усмотрению жильцы участок использовать не смогут.

Так, при облагораживании и ином использовании придомового участка требуется соблюдать нормы проживания и иные бытовые, технические стандарты, установленные жилищным законодательством.

Образцы документов

Образец заявления о регистрации права собственности на кваритру

Государственная регистрация

Любая сделка имущественного характера недвижимостью, как и право собственности, подлежит государственной регистрации.

Такое правило касается и приватизации земельного участка. Это обусловлено тем фактом, что в данном случае меняется собственник территории. Для регистрации человек должен подготовить и направить в органы Росреестра заявление, после чего он будет проинформирован о результатах рассмотрения.

Подача заявления

Основанием для регистрации сделки и права собственности является заявление инициатора. Оно составляется на обычном листе офисной бумаге либо типографском бланке.

В тексте должно быть указано следующее:

  1. Название органа Росреестра и его адрес.
  2. Сведения об инициаторе – фамилия, имя, отчество, данные паспорта, год рождения и место жительства.
  3. Описание земельного участка – адрес расположения, общая площадь.
  4. Само ходатайство о регистрации права собственности.
  5. Перечень прилагаемых документов.
  6. Дата обращения и подпись человека.

К заявлению потребуется приложить некоторые документы. К ним отнесены:

  1. Паспорт заявителя.
  2. Доверенность законного представителя, если он принимает участие в процедуре.
  3. Договор о приватизации.
  4. Квитанция об оплате государственной пошлины за оказание услуги.

Бумаги можно представлять в виде заверенных копий. Однако специалисты регистрирующего органа вправе потребовать оригиналы сведений для сверки.

Передать указанные документы вместе с заявлением, как и при обращении в местный орган власти, можно несколькими способами:

  1. При личном обращении в Росреестр.
  2. Через законного представителя.
  3. При обращении в многофункциональный центр.
  4. По почте или интернету.

Каждый из вариантов человек выбирает по личному усмотрению. За государственную регистрацию также необходимо выплатить пошлину. Её размер составит триста пятьдесят рублей. Оплатить средства можно непосредственно в Росреестре, через банк или портал Госуслуги.

Процедура оформления прав

Процедура оформления прав на земельный участок состоит из трех этапов:

  1. подготовка необходимой документации;
  2. обращение к собственнику территории;
  3. получение решения.

Каждый из них невозможно реализовать без другого. Поэтому необходимо выполнить все указанные этапы последовательно.

Подготовка документов

Прежде всего, надо подготовить документы, которые будут являться основанием для реализации все процедуры. Собирать сведения человек может самостоятельно, либо через своего законного представителя, на имя которого оформляется доверенность, которая подтверждает его полномочия.

К необходимым документам отнесены:

  1. Паспорт заявителя.
  2. Доверенность, если в процедуре принимает участие законный представитель.
  3. Документ, подтверждающий право на участок. Это может быть договор купли-продажи, дарения, мены, аренды, бессрочного пользования, который ранее заключал человек.
  4. Кадастровый паспорт.
  5. Согласие супруга, если инициатор состоит в законном браке.

Документы можно представлять в виде оригиналов или заверенных копий. Затем инициатор должен оформить письменное заявление. Для этого можно использовать обычную офисную бумагу.

В тексте надо указать:

  1. Название местного органа власти и данные о его руководителе.
  2. Фамилия, имя, отчество, данные паспорта, адрес проживания и контактный телефон инициатора.
  3. Сведения об участке – его место расположения, общая площадь и назначение.
  4. Основания для эксплуатации – аренда, бессрочное пользование.
  5. Ходатайство о приватизации.
  6. Согласие других совладельцев.
  7. Перечень прилагаемой документации.
  8. Дата заявления.

Обращение должно быть подписано заинтересованным лицом.

Обращение в компетентный орган

Составленное заявление, вместе с документами, необходимо переслать собственнику участка. В данном случае таковым является местный орган власти, например, сельская администрация. Сделать это можно несколькими способами.

Чаще всего люди передают данные самостоятельно. Для этого необходимо лично явиться в соответствующий орган власти. Следует отметить, что такой вариант избавляет инициатора от необходимости оформлять заявление самостоятельно. Он может сделать это на месте. Также в процессе передачи человек получит разъяснения по интересующим его вопросам и убедится, что заявление зарегистрировано и принято к исполнению.

Еще одним вариантом обращения является почтовая пересылка документов. В данном случае правильнее направлять всю информацию заказным письмом. Подтверждением доставки будет являться почтовое уведомление, которое поступит инициатору. Такой вариант предусматривает самостоятельное оформление заявления.

Обратиться к местным властям можно и через законного представителя. Последний должен будет иметь на руках доверенность, подтверждающую его полномочия.

Пожалуй, самым удобным вариантом направления данных является обращение в МФЦ. Человеку будет достаточно представить имеющиеся у него документы. Все остальные действия выполнят специалисты центра. Они запросят недостающую информацию и перешлют данные по назначению. Также в МФЦ человеку окажут помощь по оформлению обращения.

Можно использовать для пересылки данных интернет. В этом случае необходимо перевести все бумаги в цифровой формат. Такой вариант используется крайне редко.

Получение решения

После того как все данные будут представлены в местный орган власти, их подвергнут детальному анализу на предмет достоверности и полноты. После этого происходит совещание при руководителе администрации. Завершением будет принятие решения. Оно может быть и отрицательным. Отказ человек получает в случае неполноты или недостоверности сведений, либо повторного обращения. Независимо от содержания решения о результатах инициатор должен быть извещен надлежащим образом. На практике решение направляется человеку по почте, передается под подпись на руки или через многофункциональный центр. После этого с новым владельцем заключается договор о приватизации.

Ограничения в приватизации

Участки, которые нельзя приватизировать, указаны в статье 27 Земельного кодекса РФ.

К ним отнесены:

  1. Государственные заповедники и национальные парки.
  2. Участки, находящиеся под сооружениями и зданиями военных формирований и судов.
  3. Земля, на которой располагаются объекты ФСБ, ФСО, ФСИН.
  4. Участки под предприятиями атомной энергии, местами хранения радиоактивных веществ и ядовитых материалов.
  5. Территории закрытых административных образований.
  6. Места воинских и гражданских захоронений.
  7. Линейные объекты, возведенные для охраны государственной границы РФ.
  8. Земли лесного фонда.
  9. Участки, в пределах которых находятся государственные водные объекты, а также историческое и культурное наследие.
  10. Территории, предоставленные для обеспечения обороноспособности и безопасности страны.
  11. Участки, предназначенные строительства, ремонта и реконструкции водного, воздушного и железнодорожного транспорта.
  12. Территории, занятые объектами космической инфраструктуры.
  13. Участки под гидротехническими сооружениями.
  14. Земли, предоставленные под производство наркотических и ядовитых средств.
  15. Территории, загрязненные опасными отходами или подвергшиеся деградации.
  16. Участки вблизи границ земель, зарезервированных для государственных нужд.
  17. Территории в первом и втором поясах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

Также нельзя приватизировать землю, если человек не имеет на нее правоустанавливающих документов, обращается не к собственнику или повторно.

Получение результата

Срок оказания услуги составляет семь трудовых суток. Если информация направлялась через МФЦ, то процедура будет реализована в течение девяти рабочих дней. В течение указанного срока инициатору направят ответ. Следует отметить, что человек может получить и отказ в регистрации. Это будет иметь место в случае, если представленные данные были недостоверными, документы оформлены с нарушением требований закона, либо информация является недостоверной.

Независимо от характера решения о результатах рассмотрения человек должен быть проинформирован надлежащим образом.

Выдача итогового документа осуществляется способом, который инициатор указал в заявлении. Это может быть пересылка, вручение под подпись, либо направление через многофункциональный центр. Если в своем обращении инициатор не указал способ передачи, это не является препятствием для принятия решения. В этом случае информация будет направлена по почте на адрес, указанный в обращении. В случае положительного результата инициатору будет выдано свидетельство о праве собственности или выписка из ЕГРП. При отрицательном решении человек получит уведомление.

Закон о регистрации прав

Основным нормативным актом, который регулирует вопросы, касающиеся официальной фиксации своих прав на собственность, является Федеральный закон от 13 июля 2022 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».  Данный нормативный акт касается сделок с недвижимостью, к которой отнесены и земельные участки.

Земельный кодекс

Основным нормативным актом, который регулирует вопросы, касающиеся различных территорий, является «Земельный кодекс Российской Федерации» от 25 октября 2022 года № 136-ФЗ. Он регулирует отношения по использованию и охране земель РФ.

Указанным нормативным актом даны определения некоторым основным понятиям:

  1. Собственник – лицо, владеющее участком.
  2. Землепользователь – человек или организация, имеющее право использовать территорию.
  3. Землевладелец – получивший возможность распоряжаться землей на основании наследства.
  4. Арендатор – занимающий территорию на условиях соответствующего договора.
  5. Обладатель сервитута – лицо, имеющее право ограниченного пользования чужим участком.

В качестве участников выступают как организации, так и обычные люди.

Приватизация земли

Переход прав собственности на участок земли осуществляется по общим правилам, определенным действующим законодательством.

В то же время необходимо учитывать статус территории. Это может быть участок в садоводческом товариществе, а также под многоквартирным или частным домом. Такие факторы вносят определенные особенности в процедуру приватизации.

В садоводческом товариществе

Садоводческое товарищество представляет собой организацию, которой выделен участок земли. Такая территория делится на определенные части, которые передаются в собственность членам товарищества. Чтобы приватизировать такой участок, необходимо вначале обратиться в правление СНТ, чтобы получить соответствующее разрешение, а затем направить ходатайство местным властям.

Под многоквартирным домом

Приватизация земельного участка, который находится под многоквартирным домом, зависит от того, как территория изначально выделялась застройщику. Если он владел участком на праве собственности, то после передачи не только квартиры, но и земля переходит заказчикам. В этом случае жильцам достаточно будет зарегистрировать свое право в органах Росреестра. Если участок выделялся застройщику на праве аренды, то собственникам квартир потребуется обращаться в орган местной власти с ходатайством о приватизации. Следует отметить, что таким правом наделены только владельцы помещений.

Под жилым домом

Обычно земельный участок, располагающийся под частным домовладением, изначально принадлежит местной администрации и передается человеку на праве аренды или бессрочного пользования. То есть в этом случае собственнику домовладения потребуется обращаться в региональные органы власти, чтобы приватизировать территорию.

Закон о дачной амнистии

Конкретного Закона «О дачной амнистии» нет. В данном случае речь идет о Федеральном законе от 30 июня 2022 года «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества». Поправки установили одним из условий предоставлять технический план построек, которые располагаются на участке.

Действие указанного нормативного акта распространяется на участки сельхозназначения для дач, огородов, садов, подсобного хозяйства, а также предназначенные для индивидуального строительства.

Приватизация как общее понятие

До 2022 года граждане пользовались недвижимостью, принадлежавшей государству: квартиры, гаражи, земельные участки – всем этим можно было пользоваться, но нельзя было продавать. Переехать в другое жилье можно было двумя способами: через обмен (с доплатой за улучшение условий) или приобретение кооперативной (новой) квартиры.

Понятие частной собственности было введено в оборот с распадом СССР, тогда же начался процесс приватизации – передачи государственной и муниципальной недвижимости на праве собственности в частные руки. Приватизации массово подверглись объекты жилой недвижимости и промышленные предприятия. А вот переданные когда-то в бессрочное пользование дачным и садоводческим товариществам так и оставались в основном в собственности государства. Аналогичной была ситуация с наделами, расположенными под частными или многоквартирными домами, под гаражными комплексами и т.д. Учесть их количество, определить границы и площадь было практически невозможно. При этом купля-продажа этих площадей находилась вне правового поля, а владельцы рисковали лишиться земли, если, например, начиналось строительство дороги или жилых домов на территории садоводческого товарищества.

Приватизация позволяет гражданам стать полноправными собственниками и по своему усмотрению распоряжаться полученным имуществом, а государству – вести полноценный учет объектов недвижимости и земель, получая доход в виде налога на имущество и земельного налога. Принятый в середине 1990-х годов Земельный кодекс не предусматривал механизмов купли-продажи земли и передачи ее под залог. Поэтому, если земля была приватизирована, например, в 2022 году, часто на нее не оформлялся документ – свидетельство о собственности, так как фактически свободно распоряжаться приватизированным участком было все еще невозможно.

Введенный в действие в 2022 году Земельный кодекс РФ упорядочил процедуру и порядок определения правового статуса земельных участков, сформировал основу легализации прав граждан на землю. К настоящему моменту, по оценкам экспертов, правом упрощенной регистрации граждане воспользовались для оформления собственности на 3,5 млн строений и более 7 млн земельных наделов.

Содержание федерального закона о приватизации земельных участков

Актуальность принятия в 2022 году Федерального закона № 93-ФЗ о приватизации земельных участков с государственной точки зрения была обусловлена невозможностью установления формы собственности в отношении ряда категорий земель, например, находящихся в пользовании садоводческих товариществ, гаражных кооперативов, а также выделенных под индивидуальное жилищное строительство. Введение упрощенного порядка приватизации позволило гражданам без лишних затрат и усилий оформить свои права на землю и постройки на ней, а государству расширить налогооблагаемую базу за счет введения этих земель в налоговый оборот. Закон оказался выгоден всем.

Однако действие его было изначально ограничено:

  • оформить право собственности на земельный участок бесплатно гражданин может только один раз;
  • участок должен быть получен гражданином в пользование до 2022 года;
  • приватизация земель данной категории должна быть разрешена в принципе.

Ограничение по сроку принятия надела в пользование связано с моментом вступления в действие новых принципов государственного регулирования приватизации земли, закрепленных Земельным кодексом. С 2022 года была прекращена безвозмездная передача земельных участков в пользование частным лицам, а надел, полученный от государства раньше этого времени, стало возможно оформить в собственность по упрощенной схеме бесплатно.

Право на приватизацию земельных участков имеют только те граждане, которые используют их в соответствии с целевым назначением (с категорией земель). Если нарушены правила использования, участок может быть изъят.

Законодательство на данный момент предусматривает и другие случаи, когда возможна бесплатная приватизация земли, кроме предусмотренных законом о «дачной амнистии»:

  • земли, переданные на срок до шести лет в безвозмездное пользование для ведения личного подсобного или фермерского хозяйства, могут быть приватизированы по истечении 5 лет;
  • земельные участки, переданные на срок до шести лет в безвозмездное пользование для индивидуального жилищного строительства, могут быть приватизированы по истечении 5 лет;
  • один раз приватизировать землю бесплатно могут многодетные семьи.

Особенности приватизационного процесса

Для оформления земли в собственность установлена двухэтапная процедура:

  • получение согласия собственника (муниципального образования);
  • регистрация имущественных прав в Росреестре.

Если гражданин попадает под действие закона о «дачной амнистии», то первый этап проходить не нужно.

Этот закон касается только физических лиц и частных земельных владений. Юридические лица и индивидуальные предприниматели могут получить право собственности на землю только платно через процедуру выкупа территории у муниципалитета или государства.

Для запуска процесса нужно удостовериться в наличии правоустанавливающего документа: например, акта передачи земли в постоянное пользование или подтверждения передачи его по наследству. При отсутствии таких документов подойдет выписка из похозяйственной книги, единого документа о частных земельных участках и их хозяевах. Похозяйственная книга ведется как общий реестр на некоторой местности (в поселке или садовом товариществе).

Следует поставить надел на кадастровый учет, предварительно заказав в соответствующей организации геодезический план и межевой план. Только после внесения в государственный реестр земельный участок может быть объектом правоотношений. Постановка земли на кадастровый учет – наиболее длительная и дорогостоящая часть процесса. В результате гражданин получает кадастровый паспорт и выписку из ЕГРН, подтверждающие возможность установления правового статуса надела.

По получении кадастрового паспорта и при наличии всех остальных документов можно идти в Росреестр для подачи заявления на приватизацию. Бесплатность процедуры заключается в отсутствии необходимости оплачивать стоимость приобретаемого объекта, но оформление собственности оплачивается госпошлиной. Для тех, кто оформляет права на категории ИЖС, ЛПХ, ИГИС, госпошлина за регистрацию составит 350 рублей. Для других категорий земель – 2022 руб.

В случае отказа в приватизации земельного участка гражданин может обратиться с исковым заявлением в суд, оплатив пошлину, размер которой будет зависеть от учета стоимости участка при оформлении прав. Госпошлина, уплачиваемая при подаче иска в суд для обжалования отказа в бесплатной приватизации, составит 400 руб.

Наиболее сложной является приватизация земельных участков, расположенных под частными или многоэтажными домами, так как в этом случае они выкупаются собственником недвижимости, каким бы способом он ни приобрел ее ранее. Цена выкупа определяется на основании кадастровой стоимости земли. Приватизация таких наделов необходима, потому что защищает владельцев недвижимости от использования земли третьими лицами в обход собственников, от сноса построек или безвозмездного изъятия для государственных нужд.

Закон при этом предусматривает механизм защиты таких землевладельцев от посягательств третьих лиц: исключительное право на приватизацию земельных наделов, находящихся под частными и многоквартирными домами, принадлежит собственникам этих домов. То есть ситуация, когда дом принадлежит одному гражданину на праве собственности, а земля под ним – другому, законодательно исключена.

Необходимые документы

Для оформления земли в собственность по общей схеме приватизации потребуются следующие документы:

  • заявление на приватизацию;
  • документы на предоставление участка;
  • документы, подтверждающие право собственности на строения, расположенные на участке;
  • кадастровый паспорт участка;
  • технические паспорта на постройки;
  • копия и оригинал паспорта заявителя.

Упрощенная схема приватизации в рамках действия закона о «дачной амнистии» сокращает количество необходимых документов до двух: паспорта заявителя (плюс копия) и документа о выделении надела в пользование. При заполнении заявления на приватизацию указывается, кому и на каком праве передана земля, каким образом она будет использоваться в дальнейшем, где располагается участок.

Права владельцев

Что меняется для гражданина после приватизации земельного участка? Сравним две категории прав: право собственности и право пожизненного наследуемого владения. В первом случае, кроме прав владения и пользования, к гражданину переходит еще и право распоряжения: продажи, дарения, переобустройства и т.д. Во втором случае за владельцем закрепляется право возведения на территории строений и оформления права собственности хотя бы на них. Но построенная таким образом недвижимость может оказаться под угрозой сноса, если собственник – муниципалитет – примет решение о строительстве дороги или нового микрорайона на этой земле.

Какие земельные участки приватизировать нельзя?

Существуют категории земель, которые не могут быть переданы в частные руки по закону:

  • земли, на которых находятся заповедные зоны;
  • земли, на которых расположены публичные национальные парки;
  • земли общественного пользования (городские территории: улицы, площади и т.п.);
  • изъятые из оборота земли;
  • земли лесного и водного фондов;
  • участки, расположенные ближе 100 метров к береговой линии.

Тем не менее земли этих категорий могут быть переданы в долгосрочную аренду.

Госдума приняла в I чтении законопроект о приватизации земель в нацпарках

Депутаты Госдумы на пленарном заседании во вторник приняли в первом чтении законопроект, который разрешает приватизацию земель в населенных пунктах, расположенных на территориях национальных парков.

Документ разрешает передавать из федеральной собственности в региональную и муниципальную, а также приватизировать земельные участки, расположенные в зонах хозяйственного назначения. ​​​При этом сведения о границах населенного пункта, в котором расположен такой участок, должны быть внесены в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН).

После передачи участков регионам и муниципалитетам появляется возможность приватизации земель юридическими и физическими лицами.

Ко второму чтению планируется внести в документ ряд поправок. В том числе — исключить возможность изменения границ нацпарков и добавить положения, направленные на обеспечение равенства прав граждан, проживающих в населенных пунктах, расположенных в границах различных категорий особо охраняемых природных территорий.

Напомним, что сейчас земельные участки, которые находятся федеральных заповедниках и национальных парках, изъяты из оборота. А находящиеся в муниципальной собственности — ограничены в обороте.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]